Что связывает Афон XIX века с Новосибирском XXI века?

Гора Афон — особое священное место для православных христиан. Согласно преданию, сама Богородица дала начало христианскому вероисповеданию на этой земле, поэтому верующие относятся к Афону, который сейчас населен преимущественно монахами, с огромным почтением. Так получилось, что вклад одного сибирского предпринимателя за полтора столетия стал святыней и попал в руки другого бизнесмена, который привез ее в Новосибирске.

Что связывает Афон XIX века с Новосибирском XXI века?
© НДН.Инфо

Приход во имя святого страстотерпца царя Николая II расположен на пересечении улиц Никитина и Воинской в Новосибирске. Новое здание храма пока окружено строительными лесами, и службы в нем не проходят. Вся православная жизнь этого района кипит в небольшой церквушке, скрытой деревьями и белоснежным изваянием строящегося прихода.

Церквушка вмещает около 150 человек. В стенах этого скромного строения частью убранства стали две необычные иконы — Иверской Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца с мощами святого. Они написаны на досках, которые прежде были деревянными частями монашеской кельи на горе Афон (Греция), возраст которых примерно 150 лет.

Дух Афона

Согласно древнему христианскому преданию, в 49 году нашей эры корабль, на котором плыла Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, попал в шторм, и его прибило к берегу полуострова Афон. Дева Мария была поражена красотой этого места и попросила его у Бога в свой удел. К этому месту стали стремиться христиане, в том числе гонимые из разных стран, и основывать монастыри. Вскоре полуостров стал «монашеской республикой».

Мария была единственной женщиной, посетившей Афон. Женщинам по-прежнему запрещено бывать на Афоне. Нарушительницам этого правила грозит уголовная ответственность и лишение свободы на срок от 8 до 12 месяцев. На Афоне также запрещено содержать домашних животных женского пола. Исключение сделано для кур, несущих яйца, которые используют в иконописи, и кошек, отлавливающих грызунов.

Посещать полуостров можно только мужчинам христианского вероисповедания любой конфессии. Представителям других религий, а также языческих и сектантских, с точки зрения православия, направлений тоже запрещено бывать на Святой горе, даже мужчинам.

Русское монашество существовало на Афоне практически с момента принятия христианства на Руси. Русской православной церковью были основаны два крупных скита, один из них Андреевский (или скит Андрея Первозванного).

Предприниматель уходит в монахи

То, что эти иконы оказались именно в Новосибирске и именно в храме во имя святого страстотерпца царя Николая II, — с одной стороны, своего рода чудо, а с другой — иначе быть не могло, и вот почему.

Когда-то Новосибирск был скромной деревенькой. Как только она разрослась до масштабов города, то получила название Ново-Николаевск в честь Николая II. Царь активно поддерживал русское монашество на Афоне. Однажды к нему обратился сибирский миллионер, золотопромышленник и меценат Иннокентий Сибиряков и попросил у государя разрешение направить свое состояние в развитие Андреевского скита на Святой горе.

Родился Иннокентий Михайлович в Иркутске в 1860 году в семье купца. После смерти главы семейства получил огромное наследство, в том числе золотые прииски. Сибиряков не только продолжал дело отца, развивая добывающую промышленность, но и много занимался благотворительностью.

В том числе на его средства были построены библиотеки и музеи в Барнауле, Томске, Красноярске, Минусинске, Ишиме, Ачинске. Предприниматель финансировал книгоиздание, оказывал поддержку рабочим, трудящимся на золоторудном предприятии, и их семьям. В голодные для России годы Сибиряков выделял средства на закупку хлеба для деревень и создание санитарных отрядов.

На четвертом десятке лет Иннокентий Михайлович с позволения Николая II выделили два миллиона рублей на строительство корпуса Санкт-Петербургского подворья Русского Свято-Андреевского скита на Афоне. В самом скиту развернулось строительство грандиозного собора Апостола Андрея Первозванного на пять тысяч молящихся.

На деньги золотопромышленника в стенах скита также были сооружены еще несколько небольших церквей, больница, братские и подсобные корпуса, установлены памятники над могилами почивших святых отцов.

Позднее Сибиряков принял монашество и уехал служить Богу на Афон. В 1901 году схимонах Иннокентий заболел и умер. Его похоронили в стенах подворья.

После прихода к власти большевиков русское монашество лишилось поддержки. Скит перешел под руководство греков. Русские монахи появились там вновь уже в новейшей истории нашего государства.

Из Греции в Сибирь

Монаха-иконописца Небойшу Костича на Афоне знают многие. Он известен тем, что путешествует от монастыря к монастырю, в которых получает заказы на написание образов, создание росписей и реставрацию состарившихся изображений святых.

В 2016 году Костич посетил Андреевский скит. На тот момент в монастыре шел ремонт, в том числе сносили старые деревянные кельи. Монах попросил не выбрасывать ставшие невостребованными половицы, а отдать ему для работы.

Дерево как материал очень ценится в Греции, поэтому его не выкидывают, а направляют на вторичное использование. Во-первых, за десятилетия под солнцем доски из каштана стали только крепче, из них ушла лишняя влага, и они превратились в прекрасную основу для написания икон.

Во-вторых, кельи, в которых жили и молились монахи, были местом намоленным, поэтому просто отдать в переработку или выкинуть деревянный материал на свалку не поднималась рука.

Иконописец погрузился в строгий пост. Это непременное условие для написания икон. Во время поста художник понимает, какого святого он хотел бы изобразить, молится о вдохновении. В этот раз, как бы усердно Костич ни молился, вдохновение долго не приходило. Монах держал пост несколько месяцев, прежде чем случилось озарение.

Тогда в считанные недели отец Небойша написал сразу две иконы Иверской Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Обе иконы выставили на продажу в церковной лавке при монастыре Андрея Первозванного.

Через год Афон посетил бизнесмен из Новосибирска Алексей Красовский, прихожанин церкви во имя царя Николая II. Настоятель храма Николай Москалюк попросил Красовского привезти для церкви икону. Какую конкретно, не обозначил. Главное, чтобы она была со Святой горы.

В одной из иконных лавок взгляд сибиряка притянула «Иверская Божия Матерь», написанная Небойшей. Интерес к изображению Богоматери заметил служивший в лавке монах, и спросил, сколько паломник готов пожертвовать за икону. Красовский, назвал цену, и монах согласился.

Гость из Новосибирска, обрадованный удачному приобретению, отправился дальше путешествовать по Афону. В другой церковной лавке он увидел икону Николая Чудотворца и замер — так сильно она ему понравилась. Служитель лавки продал богомольцу изображение за совсем небольшую сумму.

«Через переводчика монах рассказал, что многие паломники, в том числе очень богатые, предлагали за икону огромные деньги, но он отказался ее продавать, а мне отдал! Это ли не чудо? Я не смог забрать икону сразу, так как уже не было с собой денег. Она ждала меня в алтаре монастырского храма до того момента, когда я снова посетил Афон», — рассказал НДН.инфо Алексей Красовский.

О том, что оба святых образа написал один человек, паломник узнал, когда случайно столкнулся с монахом Небойшей, путешествуя по Святой горе. Нить необыкновенных совпадений, которая вилась из Сибири на Афон и с Афона снова в Сибирь, дотянулась до города Бари (Италия), где хранятся мощи Николая Чудотворца.

В этом месте Алексей Красовский хотел освятить изображение рядом с гробницей легендарного святого. Там всегда большое число молящихся паломников и из числа православных, и из числа католиков.

«Стояла огромная очередь на исповедь. Я, одетый как турист, держался в трех метрах от нее с иконой в руках. Паломники ее увидели, и стали перестраиваться в очередь к иконе, чтобы приложиться к ней. Батюшка смотрел на меня странно, и мне было очень неудобно и в тоже время очень необычно», — вспоминает Красовский.

Когда все, кто хотел поклониться иконе, покинули гробницу, паломник из России приложил изображение к ковчегу, в котором лежали мощи, и оставил на время службы, чтобы «икона побыла в необыкновенной атмосфере». Уже после этого новосибирец доставил лик в родной город. Для прихожан и служителей храма это был настоящий праздник, особенно для диакона Валерия, который давно мечтал об иконе Иверской Богоматери.

 «Однажды мы были свидетелями того, как икона Божией матери мироточила. Мы открыли раму, чтобы положить к образу ювелирные изделия, которые благодарные прихожане жертвуют за исполнение их просьб, и икона стала издавать невероятное благоухание. Считается, что через это проявляется божья благодать. Надо молиться больше, тогда икона откликается и начинает мироточить и благоухать», — рассказывает диакон Валерий.

В раму с иконой Николая Чудотворца добавили кусочек с мощами святого. Подлинность частицы подтверждает специальный документ, выданный в итальянском монастыре. Чтобы помолиться такой крупинке, к примеру, в Москве выстраиваются километровые очереди.