Войти в почту

Сергей Малихов: «Я бы с удовольствием играл в своих постановках»

Уже месяц на сцене Молодёжного театра «3Д» с успехом идёт спектакль «451 градус по Фаренгейту» по роману Рэя Бредбери в постановке режиссёра Сергея Малихова. Почти три тысячи зрителей оценили новую яркую постановку в жанре социальной антиутопии. На каждом спектакле – аншлаг. По сути «3Д» стал полноценной достопримечательностью Курска, ради которой сюда стоит ехать из других городов. Создатель, идеолог и главный режиссёр театра Сергей Малихов в разговоре с «Курской правдой» поделился своими мыслями о современном театре, новом сценическом языке и «точке времени». В театре не хватает мужчин! – Сергей Игоревич, вы – актёр, которого зрители очень любят в постановках областного драматического театра. А в спектаклях театра «3Д» вам хотелось бы сыграть? – Если бы у меня была возможность попасть в любой из спектаклей «3Д» в качестве актёра, я бы с удовольствием пошёл. Когда подбираем материал, всегда думаю о том, хотел бы я это сыграть, или нет. Я не смогу объяснить артисту, что ему играть, если сам этого не ощущаю. Но есть один очень важный фактор: знаю, что, если сам пойду на сцену, режиссура начнёт распадаться. Мне нужен человек в зале, которому я доверяю, который скажет мне, что происходит. Я очень завидую тем людям, которые могут себя анализировать точно. Если я выйду на сцену, мне некому будет говорить, что так, а что нет. Только по этой причине! А так – я бы с удовольствием играл в «3Д». – У вас очень большая труппа, много новичков. Сколько новых актёров принимаете ежегодно? Хватает ли исполнителей мужских ролей? – Большая – это лишь впечатление. Просто ребята очень быстро переодеваются и играют по пятнадцать ролей. На самом деле актёров не так много: на данный момент – семь юношей и тридцать две девушки. Мужчин не хватает: это кошмар. Но, насколько я знаю, так почти во всех театрах. Это общая проблема. – У вашего театра есть своя мастерская и, вероятно, существует какая-то особая актёрская школа Сергея Малихова. Не хотели бы вы преподавать в театральном вузе? – Я встречаю людей и обучаю их за четыре месяца, что длится мастерская. Мне это нравится. Конечно, профессию актёра за это время не освоить, её предстоит познавать бесконечно. Но обучать одних и тех же людей четыре года в вузе… Мне приходилось видеть, как будущие артисты поступают, но не хотят учиться. С курсов такие люди просто сразу уходят, а в театральных вузах – остаются. В студенческие годы я видел людей с фанатичным желанием учиться гораздо меньше, чем на курсах. Не знаю, с чем это связано. Ведь, казалось бы, должно быть наоборот. Поступать в театральный вуз должны одержимые люди, а на курсы те, кто хочет просто познакомиться с актёрским мастерством. Страшно, когда всё одинаковое – В спектакле «451 градус по Фаренгейту» героев «опутали» социальные сети. Да и все мы сегодня глубоко «проросли» в них. Но как раз в дни премьеры произошла блокировка многих платформ. Как вы к этому относитесь? – Закрыли Instagram (принадлежит компании META, признанной в России экстремистской организацией – прим. ред.), и я грущу лишь потому, что это было хорошее место для рекламы. Нельзя сказать, что я против соцсетей: сижу в ВК, использую его по полной. Но когда задаёшься вопросом, какая разница между социальными сетями, то понимаешь: всё одинаковое. Это странно и ужасно одновременно. – В этом спектакле сжигают книги. К счастью, это только сценический эффект. Как удалось его добиться, что за книги на сцене? – «Огнемёт» пожарных создан на 3Д-принтере. А книги самые разные. Мы решили, что в спектакле должны прозвучать самые яркие отрывки из произведений великих авторов. Шекспир, «Гамлет» – «Быть или не быть». Грибоедов, «Горе от ума» – «А судьи кто?». Начали выбирать цитаты. Я хотел, чтобы книг было восемь, мы долго искали, очень многое меняли. Остались «Гамлет» Шекспира, «Преступление и наказание» Достоевского, «Божественная комедия» Данте, «Портрет Дориана Грея» Уайльда, «1984» Оруэлла и «Горе от ума» Грибоедова. Искали сильные цитаты, которые не могли бы оставить зрителей равнодушными. Долго не могли найти ту самую первую книгу, которая изменит судьбу главного героя. У Брэдбери об этом ничего не сказано. Выбрали заповедь Киплинга: «Владей собой среди толпы смятенной». И был вопрос: что за произведение читает главный герой Гай Монтэг своей супруге и её подругам. Решили, что это должно быть связано с материнством. И вдруг я вспомнил произведение «Я маму мою обидел» – очень простое, которое всегда в меня «попадало». На один из первых спектаклей пришёл крупный мужчина с бородой. Как зазвучали эти стихи, на его глазах выступили слёзы. Я и сам заплакал. Причиной тому на этот раз были не стихи, а плачущий зритель. Премьера – не праздник – Два года назад состоялась премьера спектакля по пьесе турецкого автора Тунджера Джюнженоглу «Лавина». Герои общаются на языке жестов. В зале не раз были и глухие зрители. Как они отнеслись к вашей работе? – Да, представители Всероссийского общества глухих не раз были на нашем спектакле. Отзывы самые положительные. Такие зрители всё чувствуют тоньше, острее. Станиславский говорил, что правильный спектакль ты как бы накрываешь куполом и понимаешь всё без слов. А недавно мы столкнулись с проблемой. Наследница автора пьесы пригласила нас на фестиваль, посвящённый творчеству Тунджера Джюнженоглу. Мы уже приготовили чемоданы, но тут выяснилось, что по регламенту в труппе должно быть не более 11 человек. А у нас только главных героев около 11! К сожалению, поездку пришлось отменить. Возник ещё один вопрос: что делать, если нас будут смотреть люди, говорящие на другом языке. Можно дать субтитры, но есть сцены, где мы говорим шёпотом, не используя жестов… Но пролог у нас вообще не сопровождается субтитрами. Получается, что иностранец не узнает главное – о чём это история. Выяснилось, что пока спектакль показывать таким зрителям нельзя. Решили, если когда-нибудь нам придётся показывать спектакль иностранцам, сделаем пролог под субтитры. – Какой спектакль будет следующим? – Неизвестно. Это такая больная тема! Скажу откровенно: у нас премьера – ни разу не праздник. День премьеры в Курском драматическом театре и «3Д» – сильно отличаются. В драмтеатре – цветы, доброжелательная атмосфера. У нас – концентрация стремлений вперёд: нужно что-то мощнее, сильнее. Сегодня ребята уже ищут произведения, я обозначил темы, которые меня интересуют, но пока всё не то. Мне бы хотелось убить двух зайцев – это должно быть безумно красиво и актуально – «в точку времени». И О ЛИЧНОМ – Ваша мама гордится успехами сына? – Надо спрашивать у неё. Подозреваю, что гордится. По крайней мере, она никогда не говорит об этом прямо. И мне это нравится! Она никогда не говорила: «Я тебя люблю», но я всегда это чувствовал. Мама была на спектакле, она плакала. Но когда я подошёл после премьеры и спросил о впечатлениях, просто ответила: «Молодец: сейчас никого из телефонов не вытащишь». Когда я давал интервью в одной из телепередач, она обзвонила всех родственников и сказала, что меня будут показывать по телевизору. Думаю, что своим интересом к творчеству я обязан маме. Она у меня очень любит музыку. С отцом мама познакомилась на концерте в военной части: папа читал стихи, а мама пела. Беседовала Елена ГАМОВА

Сергей Малихов: «Я бы с удовольствием играл в своих постановках»
© Курская правда