Войти в почту

Украинские банки требуют от беженцев выплат по кредитам «для поддержки финансового фронта страны»

Беженцы, прибывающие в Россию с Украины, рассказали RT, что получают сообщения от украинских банков с требованием выплачивать кредиты. Житель Мариуполя Сергей, получивший такие смс, только недавно выбрался из города, где нет ни электричества, ни связи. Платить банку у него просто не было возможности. Воспользоваться украинской картой и проводить по ней операции в России он тоже не может, но деньги всё равно требуют вернуть. В рассылке банка, полученной Сергеем, говорится, что, выплачивая долги, граждане «помогают финансовому фронту» Украины. У людей, оставшихся без крова и доступа к банковским счетам, подобные послания вызывают недоумение.

Украинские беженцы пожаловались RT, что банки продолжают рассылать им смс с требованием внести платежи по кредитам. В таких сообщениях говорится, что, погашая долги, люди «помогают Украине».

«Моим родителям, которые уехали из Мариуполя, звонили, денег требовали. Ничего платить не стали — это кощунство какое-то, там людей обстреливают, а банки деньги требуют. Как только совести хватает у людей!» — возмущается собеседница RT Ульяна (имя изменено по просьбе женщины).

Оказалось, что такая же ситуация была в 2014 году: банки писали людям в обстреливаемых районах, требуя вернуть деньги. Некоторым даже угрожали коллекторами — тогда эти заявления вызывали у адресатов лишь недоумение.

«Мне в Донецк звонили. У нас там кредит был гривен на 1200, я говорю: «Приезжайте и заберите, я готова заплатить», — вспоминает одна из читательниц RT.

«Я помню, в 2014-м мне в Славянск звонили. Тут обстрел идёт, а они мне коллекторами грозят… Я, помню, им сказал, чтобы приезжали, я их жду. Больше не беспокоили», — рассказывает ещё один читатель RT.

«Помощь финансовому фронту Украины»

Изначально о требованиях выплат по кредитам от украинских банков RT узнал от 47-летнего жителя Мариуполя Сергея Лусевича. На прошлой неделе Сергею и его жене Оксане удалось уехать из Мариуполя. Супруги добрались до Ростова-на-Дону в России и оттуда направились в Москву, где живут их родственники.

В пути у Сергея и Оксаны наконец появилась мобильная связь, которой в Мариуполе не было больше месяца. И тут же им пришли сообщения от украинского Таскомбанка с требованием внести платежи по кредиту, который супруги брали до спецоперации на покупку бытовой техники.

«Несмотря на сложившуюся ситуацию, банковский сектор продолжает работу. Внося ежемесячный платёж по кредиту, вы оказываете существенную помощь в поддержании финансового фронта Украины», — говорится в смс-сообщениях Таскомбанка, которые получил Лусевич.

Сергея такие послания возмутили. Более того, сделать взнос по кредиту он не смог бы в любом случае: в Мариуполе для этого не было электричества и связи, а российские банкоматы просто не читают его карту. Он не может снять с неё наличные деньги, да и обменять на рубли их в России нельзя. Последнюю сотню супруги потратили ещё в поезде из Ростова в Москву — купили две чашки чая у проводника.

Кстати, списывать деньги за коммунальные услуги (которые отсутствовали из-за боевых действий) управляющие компании в Мариуполе, по словам Лусевича, тоже не переставали. Сергей в итоге махнул на это рукой — он сомневается, что им с женой удастся вернуться в Мариуполь в ближайшее время: «Пусть копится».

Ни электричества, ни связи

На момент начала обострения в Мариуполе Сергей и его жена находились в своей квартире на первом этаже дома, расположенного недалеко от торгового центра Metro, который впоследствии стал пунктом раздачи гуманитарной помощи. Несмотря на то что здания в округе пострадали, в дом Сергея не попал ни один снаряд.

Тем не менее супругам приходилось нелегко: из-за отсутствия связи они не могли позвонить родственникам, проживающим в соседнем районе города, чтобы узнать, как у них дела. По району Сергея и Оксаны стреляли, поэтому дома не было ни света, ни воды, ни отопления. По ночам их грела сфинкс Бэха. У кошек этой породы так устроен теплообмен, что они всегда поддерживают температуру тела выше 39 °C, объяснили супруги.

«Мы вместе обнимали Бэху во сне — и не замерзали ночью. Кошку, конечно, забрали с собой. Она в дороге разбила себе мордочку в переноске, но сейчас с ней уже всё нормально», — говорит жена Лусевича.

Несмотря на пережитые трудности, супруги стараются сохранять позитивный настрой. Сергей, например, со смехом рассказал корреспонденту RT, как они с женой варили на улице суп.

«Брали продукты в магазине, нам понемножку разрешали забирать. Только продуктов-то никаких толком и не было: буряк (свёкла) да лапша. Вот и варили на костре возле подъезда, представляете, борщ с лапшой. Никогда такого борща не ел раньше», — вспоминает Сергей.

Учитывая, в каких условиях им пришлось жить в Мариуполе, мужчина ещё больше недоумевает, как у украинских банковских организаций хватает совести требовать от клиентов погашения кредитов.

«В городе обстрелы, люди лишились всего — нет ни воды, ни тепла, ни даже электричества и связи, кто-то потерял дома, близких, а от них требуют выплатить кредит», — возмущается мужчина.

«Банки хотят вернуть свои деньги»

Политолог Дмитрий Куликов в беседе с RT пояснил, что в подобных сообщениях от украинских банков нет ничего необычного — они попросту преследуют финансовую выгоду.

«Банки в данном случае гонятся за деньгами — вот и всё», — констатировал Куликов.

С ним соглашается юрист и гендиректор «Лиги защиты должников по кредитам» Сергей Крылов. По его словам, сейчас банки не руководствуются моралью, а хотят просто вернуть свои деньги.

«Логика банков такая: сейчас в стране тяжёлое время, мы хотим получить свои деньги, — пояснил эксперт. — Но люди, которые приезжают с Украины, сейчас беспокоятся не о том, как расплатиться с украинскими банками, а о том, как здесь, в России, обеспечить себе заработок, достаточный, чтобы поддерживать нормальный уровень жизни. И думать им следует точно не о старых кредитах, потому что, на мой взгляд, к этому вопросу о взыскании долгов мы вернёмся ещё очень не скоро».

Собеседник RT добавил, что в будущем кредиты покинувших страну беженцев могут стать предметом судебных процессов на Украине, однако непонятно, каким образом в этом случае будут осуществляться взыскания денежных средств.

«Как такие решения будут исполняться — никому не понятно. Чтобы было исполнение, необходимо связываться с нашими службами взыскания, ФССП. А у нас, насколько я понимаю, никакой дипломатии сейчас нет, поэтому фактического взыскания просто не будет. Ну будут где-то на Украине висеть эти судебные решения — и на этом всё», — заключил Крылов.

RT позвонил по горячей линии Таскомбанка. Оператор заявила, что сейчас действует военное положение и до конца апреля пени и штрафы за просрочку по кредитам не начисляются. Но при этом отметила, что долг мариупольцам прощать не будут, и посоветовала всё-таки делать положенные взносы.