"Самарская Лука" - от Головкина до Карпунова: в областном художественном музее откроется выставка работ самарских художников
За более чем сто лет изменились художественные стили и направления живописи, сменились несколько эпох, страна пережила потрясения и трагедии, сумела воскреснуть и снова переродиться в творчестве нескольких поколений художников. Одно осталось почти неизменным – заповедный заволжский ландшафт, Жигулёвские горы и Волга. Самарские живописцы XIX века, как и XX и XXI, обращаются к природе и в ней находят источники вдохновения и многогранные образы. Через красоты "Самарской Луки", окольцевавшей город и его окрестности, они передают удивительную первозданную самобытность Самарского края. Самарский пейзаж предстанет перед зрителями в десятках картин. Открыл эту живописную традицию известный купец, краевед и меценат Константин Головкин. Он уделил особое внимание природному феномену здешних мест – дереву осокорь (черный тополь). Возможности получить художественное образование он не имел, но в любое свободное время стремился на Волгу - рисовать. Став владельцем писчебумажного магазина на улице Панской, Головкин продавал там и товары для художников, а в окнах выставлял свои многочисленные картины: пейзажи Волги, Заволжья, Жигулей. Он участвовал в организации ежегодных выставок картин, которые проходили в Самаре с 1891 по 1916 годы. В числе многих показанных им в это время полотен были и такие находящиеся теперь в собрании Самарского художественного музея произведения, как "Последний снег. Осокори", "Переправа в Жигулях", "Зимнее солнце". К волжским пейзажам Константин Головкин обращался в течение всей своей жизни: написал более двухсот крупных полотен и сделал около двух тысяч рисунков и эскизов. Расцвет самарского пейзажа приходится на 1950-60-е годы, когда в Куйбышев после окончания художественных учебных заведений возвращаются молодые художники, в том числе Валентин Пурыгин, Геннадий Филатов, Иван Комиссаров, Альфонс Кулаковский, Юрий Филиппов, Николай Шеин, Олег Карташёв и другие. Это время хрущевской оттепели и творческого энтузиазма. Мастера кисти создают художественную летопись губернии, запечатлевая знаковые события, например, стройку Волжской ГЭС, которую называли в те времена стройкой века. Так появилась картина Олега Карташёва "На Жигулевском море". В эпоху брежневского застоя в советском искусстве на смену "героической" станковой картины и монументального панно приходит лирический этюд, как отдушина для передачи переживаний автора. В этюдных работах Геннадия Филатова 1970-х можно увидеть переходные состояния природы в цветовой гармонии и камерности. Средняя Волга в удивительном завороте Самарской Луки стала главной героиней произведений Валентина Пурыгина, одного из самых ярких самарских художников. Пурыгин, так же, как и Головкин, обратил внимание на особую характерность дерева осокорь. В своих этюдах он часто изображал природу через архетипические символы и аллегории, нередко "портретируя" самарский природный ландшафт. Николай Шеин писал этюды в районе Бахиловой поляны и в деревне Бахилово в 1970-е годы. В этих работах – неповторимая красота природы Жигулей. В его картинах появляется парящая форма овала, как образ окольцованности ландшафта Самарской Луки. Выставочное "кольцо" замыкается на Иване Карпунове. Как говорят кураторы выставки, любая его композиция универсальна и имеет своим прототипом Мировое древо. Внешне в его работах нет ничего, непосредственно отсылающего к реалиям Самарской Луки, однако связь эта улавливается и чувствуется в его образах и красках. Выставка откроется 20 апреля в 18:00. Вход в этот день бесплатный. Экспозиция будет работать до 29 мая. фото: Самарский областной художественный музей