Войти в почту

Возрождение худсоветов? Госдума предложила проверять художественные произведения на провокационные смыслы

В Госдуме предлагают на время спецоперации на Украине создать общественный худсовет для проверки перформансов и художественных произведений на наличие провокационного содержания.

Возрождение худсоветов? Госдума предложила проверять художественные произведения на провокационные смыслы
© BFM.RU

С таким запросом в Минкульт обратилась член думского комитета по просвещению Яна Лантратова. Поводом стал скандал на выставке «Арт-Москва» в Гостином дворе. На экспозиции оказалась созданная еще в 2018 году скульптура «Большая мать» Олега Кулика. Это советский и российский художник, родившийся в Киеве. Некоторые посетители увидели в скульптуре «кощунственное оскорбление», обнаружив сходство с монументом «Родина-мать».

Депутат Александр Хинштейн уже отправил заявления в прокуратуру и СК с требованием возбудить дело по статье «осквернение символов воинской славы России, совершенное публично». Скандальную скульптуру и возможное появление худсоветов комментирует первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова:

— Сейчас, когда наши войска ведут бои на передовой, когда против нашей страны развернута такая масштабная информационная война, общество очень чувствительно реагирует на любые художественные провокации. А вот эта скульптура, перформанс «Большая мать» высмеивает священный для очень многих россиян образ Родины-матери. Культура не должна обслуживать интересы народных масс, а наоборот она должна задавать некие ориентиры. Когда мне поступали разные обращения, там были разные предложения. Кто-то вообще говорил, что нужно возрождать худсоветы как в Советском Союзе. Но одно из писем показалось мне очень интересным, человек предлагал ввести институт общественных художественных советов во избежание подобных провокаций. Это может быть такая временная мера, которая будет конкретно во время спецоперации, и это будут не такие худсоветы, где жестко будет что-то запрещаться, а общественные институты, в которых люди сами выберут представителей, которые будут реагировать на провокации. Это могут быть заслуженные деятели искусства, культуры, такие как, мне писали сегодня, Пиотровский, Гергиев, Михалков, Бурляев, пусть народ выберет этих людей.

— Технически как, то есть перед открытием выставки или перед показом произведения?

— Я предлагаю создать некий общественный институт, куда люди выберут этих людей, и эти люди уже будут реагировать на подобные вещи. Я предложила эту инициативу, если ее одобрят, то мы готовы подготовить предложение.

Своим мнением об идее создания общественного худсовета поделились представители музейного сообщества:

Директор государственного музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева:

«В российской конституции существует прекрасная статья о запрете цензуры, есть такое понятие также «военное положение», когда цензура вводится вполне оправданно, но для этого страна должна войти в войну. Депутаты предлагают создать по сути цензурный комитет, а не худсовет, давайте называть вещи своими именами. Это удивительная, невероятная, потрясающая глупость некоторых депутатов, которая меня не устает удивлять. Понимаете, нельзя запретить людям высказываться, они имеют на это полное право, если это происходит в рамках закона. У нас есть довольно тем, которые сейчас выведены за пределы свободные для обсуждения, я думаю, что депутатам вместо того, чтобы заниматься вопросами цензурирования предметов изобразительного искусства, занялись бы они делом, у нас, я полагаю, хватает других проблем в стране, кроме как обсуждение художников и запрет на их произведения». Директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:

«Мне кажется, что такие советы вообще невозможны в принципе по нашему основному закону — конституции. [Тогда надо] конституцию менять, объявлять, что у нас в стране цензура, потому что любой такой совет — это никакой не художественный совет, а совет, который разрешает или не разрешает что-либо показывать, делать или еще что-то, создавать такой совет в области искусства, потому получаем такие же советы, которые будут в области литературы и далее по списку. Это делает невозможной практически любую выставочную деятельность, особенно в области современного искусства. Музеи, поверьте мне, начнут проверять на наличие тех или иных спорных работ в их коллекциях или выставленных, или неправильно подписанных, или показанных. Большая сложная история». Сооснователь арт-пространства Cube.Moscow Елена Белоногова:

«Я считаю, что художники должны иметь возможность высказывать свою точку зрения и выражать в принципе таким языком, каким они видят для себя возможным. Я считаю, что какая-либо цензура в искусстве будет сдерживать его развитие. В любом случае такие комитеты или художественные советы будут только тормозить развитие искусства. Искусство должно быть в любом случае вне политики и никаким образом не регламентироваться государством».

Еще до начала спецоперации на Украине театральные деятели выступали с критикой другого проекта. Там речь шла про Основы госполитики по сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей. В середине февраля Минкульт приостановил обсуждение этого резонансного проекта. Документ был разработан НИИ культурного и природного наследия имени Лихачева, точнее, лично его директором Владимиром Аристарховым — бывшим заместителем экс-министра культуры Владимира Мединского.