Искусство за углом
Городские арт-пространства на открытом воздухе давно стали популярными местами отдыха и некой концентрации творческой тусовки. В такие места заглядывают туристы, здесь открывают кафе и сувенирные лавки. Нередко арт-пространства организуют в слепых, как сказали бы урбанисты, городских зонах, а то и на территории бывших заводов или фабрик. В Нальчике резиденция «Периметр» появилась на пешеходном участке Кабардинской улицы.
Резиденция «Периметр» в Нальчике появилась на пешеходном участке Кабардинской улицы. Об открытии пространства и о том, зачем оно нужно, рассказал художник, куратор арт-проектов нальчикского института развития города «Платформа» Керим Аккизов.
Дворик Шредингера
Разговоры о создании арт-пространства в Нальчике шли давно. Еще девять лет назад художник, ныне куратор арт-проектов института развития города «Платформа» Керим Аккизов и его друзья провели во внутреннем дворике на Кабардинской, 17 опен-эйр «Периметр». Мероприятие стало попыткой привлечь внимание к историческому центру города и создать площадку для творческой молодежи.
В 2012 году тут же — на Кабардинской — проводилась акция стрит-арта «Город N». Но, пожалуй, ноги «Периметра» растут не оттуда. Дело в том, что в 17-м доме больше десяти лет находится мастерская Керима Аккизова, окна которой выходят в тот самый двор. Художник вместе с архитектурным бюро «Даха» и творческой молодежью реализовали оба проекта.
— В 2013 году я привлек своих друзей, у которых был бизнес, чтобы провести пятидневный опен-эйр, — вспоминает Керим Аккизов. — Мы тогда смогли засыпать двор щебнем, построить сцену. Выступали музыканты, поэты из КБР и соседних республик, художники из других городов проводили мастер-классы, рисовали стрит-арт. Мой друг — художник из Симферополя Виктор Нефедов — с тех пор стал нашим постоянным гостем на любых акциях и фестивалях. Мы делали кинопоказы, установив проектор напротив старого кинотеатра «Победа».
Аккизов выезжал за пределы Кабардино-Балкарии, делился опытом, смотрел на арт-пространства в других городах и все больше понимал: Нальчику тоже это нужно. Но опен-эйры так и не «перетекли» во что-то постоянное, хотя мастерская Керима по-прежнему притягивала творческую молодежь. Пространство вроде было, а вроде и нет.
— Я понимал, что ребятам хочется общаться, собираться где-то, но порой это начинало мешать мне работать: все же это моя мастерская. Однажды я даже попросил народ разойтись, а мне сказали: «Ты чего? Это же коворкинг», — вспоминает художник. — Мы и на гранты пытались подавать на «Машуке», но никак не удавалось выиграть, а силами инициативной творческой молодежи все не сделать.
Открытие в 2017 году пешеходной зоны показало: акции на Кабардинской привлекли внимание, и площадка стала еще нужнее, чем прежде. Кафе и магазины на нальчикском Арбате подолгу не задерживаются, а значит, надо создавать интересные локации, чтобы увеличивать так называемую проходимость. Этим, утверждает Аккизов, должна заниматься не только администрация города и «Платформа», но и сами бизнесмены.
— Надо, чтобы это было сообщество, способное делать что-то интересное, а не просто открыть магазин, кофейню и ждать, когда придут люди. Мы по мере сил делали что-то и до открытия «Периметра»: привозили художников, создавали муралы, сделали выставку работ художников вдоль всей улицы.
Дворик-феникс
— Я решил реанимировать идею с арт-пространством после появления у города арт-зала «Платформа» в 2019 году, — признается Аккизов. — При содействии администрации города стало вполне реально сдвинуть все с мертвой точки.
Так в начале апреля 2022 года в Нальчике, все в том же дворе на Кабардинской, 17, «Периметр» открылся вновь. Теперь не как опен-эйр, а как арт-резиденция. На площадке есть амфитеатр, скамейки, участки для ленд-арта, инсталляции, металлическая лестница с видом на дворик, крыши — на закат, а также солидное для такой площади количество муралов и еще больше места под будущие граффити. Стены для них уже подготовили, чтобы художники могли выбрать «уголок» и сразу приступать к созданию арта.
— Мы шли к этому долго и пришли бы быстрее, если бы не ряд обстоятельств, — рассказывает Керим. — Например, в октябре 2020 года на верхнем этаже нашего здания, где шла стройка, произошел пожар — это сильно затормозило работу.
Долго стоял вопрос о сносе дома. Когда комиссия дала заключение, что здание будет жить, все выдохнули с облегчением и принялись за восстановление. И если с внешней частью стен справиться успели, то мастерская Керима, пострадавшая от воды, которой тушили пожар, все еще в ремонте.
Возможно, и двор закончить не удалось бы, но на руку сыграло то, что «Платформа» вместе с общественной организацией «Эко-Нальчик» получила грант от Ростуризма на создание первой в КБР арт-резиденции. Плюс поддержка от города — идеи идеями, а без материальной составляющей никуда.
Культура культурного отдыха
Дворик, конечно, задействовали и до открытия. Часть мастер-классов первого нальчикского детского архитектурного фестиваля «Детская платформа» проходила именно здесь, но учиться пользоваться арт-резиденцией нальчанам еще только предстоит, уверен Керим Аккизов.
— У некоторых горожан пока нет понимания, зачем идти в «Периметр». В музей или в театр идут за искусством, в парк — полюбоваться природой, а в «Периметр» - чтобы что? — объясняет художник. — Поэтому мы будем наделять дворик определенными функциями. Есть пример похожей территории в Дагестане или «Портал» во Владикавказе — эти площадки отлично прижились. Мы сделаем все, чтобы прижилась и наша.
Горожанам важно объяснить: в арт-резиденцию не надо приходить, ожидая каждую секунду перфомансов, концертов и мастер-классов, говорит художник. В «Периметр» можно прийти с кофе или с книгой, с ноутбуком или с планшетом, хотя регулярные мероприятия все же планируются.
— Мы думаем о небольшой творческой ярмарке по типу продовольственной выходного дня, которая у нас каждую неделю проводится на площади Абхазии. Чтобы семья, купив продуктов на неделю, могла отнести их домой, передохнуть и прийти на ярмарку художественную, — говорит Керим.
Аккизов думает о реализации еще одного проекта на базе арт-резиденции. Несколько лет назад в Москве проходила первая биеннале современного искусства Северного Кавказа. Директор мероприятия и несколько участников приезжали на зимнюю сезонную «Платформу».
— Они провели мастер-классы, мы сделали выставку и пообщались насчет планов. Возникла такая сказочная, но вполне реализуемая, на мой взгляд, идея: Нальчик может стать своего рода центром современного искусства, в котором бы раз в год в формате биеннале каждая республика могла бы представлять своих художников, — делится Керим Аккизов.
Посещение «Периметра» бесплатное. На ночь двор запирают, в том числе чтобы избежать вандализма. И хотя небольшие косметические работы еще идут, главный шаг сделан — двор готов принимать гостей. «Платформа» составляет график встреч, этакий единый календарь воркшопов, выступлений и всего того, что только можно и нельзя представить в «Периметре». Афиша будет постоянно меняться и дополняться, ее разместят в соцсетях «Платформы» и партнеров.
Организаторы обещают, что арт-резиденция будет доступна для любого активного жителя республики и ее гостей. Заявок от творческих сообществ уже очень много, и поступать они начали еще до официального открытия.