Войти в почту

Швейцарский тенор Рольф Ромей дебютировал в России на сцене "Новой оперы"

МОСКВА, 14 апреля. /Корр. ТАСС Анастасия Силкина/. Московский театр "Новая опера" имени Е. В. Колобова первым в России представил оперу Эриха Вольфганга Корнгольда "Мертвый город" в постановке Василия Бархатова. В главной партии выступил швейцарский тенор Рольф Ромей, для которого спектакль стал дебютом на российской сцене.

"Это мое первое выступление в России в качестве певца, хотя и не первое сотрудничество с [режиссером] Василием Бархатовым. Мы делали вместе две русские оперы в Базеле, и работа с ним всегда очень увлекательна, неожиданна и интересна", - рассказал журналистам Ромей.

Отвечая на вопрос ТАСС, певец признался, что пока не знает, как отреагируют на родине на его сотрудничество с российской труппой на фоне европейских санкций в адрес РФ. "С профессиональной точки зрения, я не чувствую давления пока, но мне интересно, конечно, что будет, когда я вернусь, - заметил он. - При этом я очень рад, что, несмотря на эту ситуацию, я здесь. Я считаю, что музыка и культура должны стараться внести вклад в то, чтобы не все мосты между странами, между нациями были разрушены".

Постановка также стала дебютом для дирижера Валентина Урюпина на его посту музыкального руководителя театра. "Эта опера долго не шла в нашей стране и мне показалось, хорошо бы начать нашу совместную работу с устранения этой странной несправедливости. Это одна из главных опер XX века", - пояснил он свой выбор.

Оперу австрийского композитора впервые поставили в 1920 году. Но вскоре она оказалась под запретом. После Второй мировой войны - вовсе в безвестности. На рубеже XX-XXI веков на "Мертвый город" обратили внимание.

Новое прочтение

В оригинале главный герой - Пауль - оплакивает умершую жену Мари. Встреча с танцовщицей Мариэттой, похожей на жену, зажигает в нем новое чувство. Страсть ведет к другой трагедии, которая оказывается сном.

Для Ромея это не первое выступление в роли Пауля: несколько лет назад он исполнял эту партию в Базеле. Российскую постановку он охарактеризовал как "еще более современную". "Режиссер изменил концепцию, и главный герой страдает не от того, что его супруга умерла, а от того, что она ушла от него. Таким образом, сюжет становится более обыденным, более близким зрителю", - считает тенор. Как пояснил режиссер, опера "Мертвый город" является для него "историей мучительного освобождения от ушедшего человека - избавление от самой крепкой зависимости из известных" ему.

Исполнительница сразу двух ролей - Мари и Мариэтты - солистка "Новой оперы", сопрано Марина Нерабеева заявила, что ей повезло выступать с Ромеем, который проявил чуткость, а также давал советы, приобщая к традиции исполнения немецкоязычной оперы.

Действие спектакля разворачивается в трех плоскостях: реальность, воспоминания о жизни с супругой и встречи с Мариэттой. Зрителю предстоит разгадать, происходят ли эти встречи на самом деле или только в сознании Пауля. Эффект головоломки усиливает подвижная сцена: два ее яруса часто меняют друг друга. Это также вовлекает зрителя в калейдоскоп эмоций героя. Яркие прожекторы, направленные в зал, ускоряют перемену мизансцен без занавеса. Над сценической "магией" работали художник-постановщик Зиновий Марголин, художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили, художник по свету Александр Сиваев.

Постановщики решили по двум причинам поменять действие и оркестр местами. "Во-первых, желание приблизить артистов к публике, потому что обычно они отделены оркестровой ямой. А во-вторых, огромный позднеромантический оркестр ставит вопрос баланса", - рассказал Урюпин.

Показы премьерной серии продолжатся 17, 20, 22 и 24 апреля. На некоторых из них за дирижерским пультом Урюпина заменит Дмитрий Матвиенко. Также в постановке задействовали Артема Гарнова, Валерию Пфистер, Марию Буйносову, Екатерину Мирзоянц, Георгия Фараджева, Василия Ладюка и Антона Бочкарева.