«В «Бенефисе» знала зрителей в лицо». 10 лет актриса служила в театре на улице Гарибальди

Перечислить все фильмы и сериалы, в которых сыграла Оксана Сташенко, невозможно – их десятки. Но для большинства зрителей актриса по сей день известна по роли судмедэксперта Жанетты Сельской из сериала «Возвращение Мухтара». Заслуженная артистка России рассказала о самом значимом для неё месте на юго-западе столицы – театре «Бенефис» в Черёмушках.

«НИКАКОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТИ»

– Оксана, вас пригласили в «Бенефис» в 1991 году. Здесь на сцене за 10 лет вы сыграли более 40 главных ролей. Помните ваши первые спектакли?

– Конечно. Это был мюзикл «Милые грешницы» известного современного композитора Виктора Плешака. Весёлая, озорная постановка, состоявшая из двух действий, водевилей «Молчунья» Франсуа Рабле и «Маленькая ночная серенада» Алена-Рене Лесажа. Два разных сюжета, объединённых одной мыслью. И там, и там я играла главную героиню. Следом сразу же – сказка для семейного просмотра «Мой папа самый-самый». А дальше была лирическая притча «Не бойся быть счастливым» по знаменитой пьесе советского драматурга Алексея Николаевича Арбузова «Мой бедный Марат», действие которой начинается во времена Ленинградской блокады. Я сыграла там Лику.

– Художественный руководитель театра – режиссёр Анна Неровная. Какие у вас сложились отношения?

– Они и по сей день прекрасные. Анна Михайловна для меня безусловный авторитет. Серьёзный театральный режиссёр, который видит индивидуальность, ставит задачу актёру, и актёр уже находит краски, чтобы воплотить режиссёрский замысел. Обычно в репертуарном театре 21 репетиция, а дальше выпуск спектакля – так повелось ещё с советских времён. У Анны Михайловны репетиций было больше. Она очень серьёзно относится к музыкальным, танцевальным фрагментам: всё должно быть на высшем уровне. Никакой самодеятельности.

– В чём, по-вашему, уникальность театра «Бенефис» на улице Гарибальди?

– Этот театр – домашний. Люди, живущие вокруг, привыкли туда ходить. Я многих зрителей знала уже в лицо, когда играла в «Бенефисе». Детвора обожает этот театр – там для них идут потрясающие спектакли. А потом эти дети вырастают и посещают уже взрослые постановки. А дальше приводят уже своих детей.

– А что вы скажете о ваших коллегах по сцене?

– В театре «Бенефис» работают потрясающие артисты. Может быть, они не снимаются в кино, но они не менее талантливы, чем те, кого мы сегодня видим по телевизору и в кинотеатрах.

НА РАССТОЯНИИ ВЫТЯНУТОЙ РУКИ ОТ ЗРИТЕЛЯ

– В марте на фестивале «Алафейская гора» вы сыграли в иммерсивном спектакле «А как Вы изволите поживать?» по Чехову. Вы легко согласились на такую форму спектакля?

– Художественный руководитель фестиваля, продюсер Сергей Новожилов спросил меня: «Ксюша, я хочу поставить с тобой спектакль по Чехову. Но он не совсем обычный, а иммерсивный. Как ты на это смотришь?» Я закричала: «Да, да, да!» А потом актёр Олег Харитонов, пришедший на наш спектакль, сказал: «Я был поражён, насколько у тебя при всей эмоциональности развито чувство меры. Потрясающе».

– Как вы себя чувствуете, когда нужно напрямую общаться со зрителем, ломать четвёртую стену?

– Во время работы в «Бенефисе» я получила потрясающую актёрскую практику. Научилась интерактивному включению зрителя через известный театральный приём апарт в зал – монолог или реплики, направленные в публику. Последние несколько лет играю в антрепризной постановке «Авантюристка, или Как найти мужа», где тоже общаюсь со зрителями. А сейчас так и вовсе – иммерсивный спектакль по Чехову, где всё строится на общении с залом. Прежние законы общения актёра со зрителем не отменяются, просто немного трансформируются. И это интересно.

ДОСЬЕ

• Оксана Сташенко родилась 24 октября 1966 года в Куйбышеве (ныне Самара). • Снялась в десятках фильмов и сериалов: «Возвращение Мухтара», «ДМБ», «Родные люди», «Джамайка», «Парижане», «Квартирный вопрос», «Сашка», «За витриной» и др. • Ведущая кулинарной программы «Вкусно 360°», передачи о путешествиях по Подмосковью и многих других.

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ