Московский театр "Новая опера имени Е.В. Колобова" представляет первую премьеру в сезоне-2021/22 — оперу "Мертвый город" Эриха Вольфганга Корнгольда. Это сочинение никогда не ставилось на российских сценах. Маэстро Валентин Урюпин выбрал "Мертвый город" для своей первой постановки в статусе главного дирижера – музыкального руководителя театра. Впервые в "Новой ппере" спектакль поставит Василий Бархатов, один из самых успешных и востребованных во всем мире режиссеров. Пять премьерных показов пройдут с 14 по 24 апреля 2022 года. "Мертвый город" Э.В. Корнгольда — фундаментальная партитура, знаковое произведение эпохи постромантизма, которое при жизни композитора имело большой успех. Первый показ — и сразу двойная премьера: в Гамбурге и Кёльне в один день, 4 декабря 1920 года. Затем опера ставилась во многих театрах, в том числе в Метрополитен-опере, но вскоре была запрещена и после Второй мировой войны оказалась в безвестности. В конце XX — начале XXI века театральная судьба оперы изменилась. "Мертвый город" ставится во многих странах мира, а теперь и в России. В основе оперы — пьеса "Мираж", которая, в свою очередь, создана по роману бельгийского символиста Жоржа Роденбаха "Мертвый Брюгге" (1892). Либретто композитор написал сам совместно с отцом — влиятельным музыкальным критиком Юлиусом Корнгольдом. Оно было опубликовано под псевдонимом Пауль Шотт (объединив тем самым имя главного героя оперы и фамилию издателя). Авторство намеренно скрывалось, чтобы не акцентировать участие отца в создании сочинения, и правда выяснилась только в 1975 году в Нью-Йорке. "В личной трагедии мы всегда хотим, чтобы окружающий мир скорбел вместе с нами, - цитирует газета "Известия" режиссера Василия Бпрхатова. - Когда ты ощутил потерю, часы и трамваи непременно должны перестать ходить… но они, как назло, продолжают, тем самым оскорбляя своей непочтительностью нашу внутреннюю боль. Мир не желает замирать в угоду нашему несчастью, и тогда мы перестаем отражать его адекватно — накладываем свои меланхоличные фильтры на всё окружающее. Любой город хочется видеть исключительно скорбящим и "мертвым" в такие моменты. "Мертвый Брюгге" или любой другой город — в подобной ситуации не имеет значения. Ведь это "мертвое" не в архитектуре, а в глазах смотрящего. Опера "Мертвый город" всегда была и остается для меня историей мучительного освобождения от ушедшего человека — избавление от самой крепкой зависимости из известных мне". Чтобы воплотить режиссерскую концепцию Василия Бархатова и сохранить звуковой баланс в интенсивной партитуре "Мертвого города", в театре "Новая опера" разработано специальное постановочное и техническое решение. Действие будет происходить в двухэтажном павильоне, построенном на оркестровой яме. Оркестр расположится за павильоном в глубине сцены. Над оркестром будут размещены специальные отражающие панели, позволяющие уравновесить звучание оркестра и солистов без использования электроакустического усиления. Солисты будут находиться максимально близко к зрителю, чтобы усилить эмоциональный контакт с залом; для них этот спектакль — своеобразный вызов и непривычный способ актерского существования. Дирижер с солистами будет взаимодействовать с помощью камер и мониторов. Таким образом современные технические возможности помогают создать пространственное решение спектакля. В главной роли выступит Рольф Ромей (Швейцария) — солист мирового уровня, исполняющий ведущие теноровые партии в театрах Штутгарта, Дармштадта, Берлина, Мюнхена, Мадрида, Базеля и многих других. Партию Мари, Мариэтты исполнит Марина Нерабеева, одна из ведущих солисток театра, исполняющая главные партии во многих спектаклях (Маргарита, Мими, Мадам Баттерфляй, Эльза, Леонора, Ярославна). Партию Фрица репетирует приглашенный солист Большого театра России, известный баритон Василий Ладюк. Другие партии готовят солисты театра "Новая опера".