Стефан Малларме, король поэтов
Малларме отправляется в Лондон, где "подтягивает" свои знания английского языка. Там он начинает преподавать. Кстати говоря, спустя пару лет Малларме выпустит свой собственный учебник по английскому языку. Затем поэт переезжает во Францию и продолжает свою преподавательскую деятельность. В это же время он начинает писать стихи и поэмы. Малларме был большим поклонником Эдгара Аллана По, поэтому первые стихи были написаны под его влиянием. "Назвать предмет — значит утратить три четверти наслаждения поэтическим произведением". Именно этот принцип Малларме нашёл в эстетике произведений Эдгара Аллана По. Молодой Стефан Малларме. Фото: meisterdrucke.ru Впервые поэта напечатали в 1866 году в "Современном парнасе". Тогда это была поэтическая антология поэтов-парнасцев. К этому времени он написал огромное количество произведений, но многие из них были опубликованы только после смерти Малларме. Связано это с тем, что он всё время критиковал своё творчество и не был в нём уверен. В этот период в его голове зарождается новая идея – создать универсальную Книгу, в которой "текст говорил сам за себя, без авторского голоса". Этому проекту поэт посвятил всю свою жизнь, но так и не смог закончить, потому что считал, что идеал недостижим. Портрет Стефана Малларме работы Эдуарда Мане. 1876. Фото: bigenc.ru/literature С 1880 года Малларме начал проводить встречи по вторникам у себя дома на Римской улице. Поэт приобрел известность в литературных кругах благодаря Полю Верлену, причислившему его к "проклятым поэтам" (в очерках "Проклятые поэты", 1884). Верлен в своём произведении упомянул, как главный герой читает эклоги Малларме. Он перестал быть поэтом для поэтов и широкий французский читатель открыл для себя нового талантливого писателя и поэта. Где-то к середине 1880-х Малларме становится лидером поэтов-декадентов, которых с 1886 года стали называть "символистами". После этого события он издал сборник "Стихотворения Стефана Малларме", а в 1888 году начал переводить поэмы Эдгара Аллана По. В то же время, наряду с символистскими "темными" стихами, сочинял небольшие и понятные стихи по разным поводам, которые были опубликованы лишь в 1920 году. Малларме также стал писать стихи на морской гальке и веерах, что было весьма необычно для того времени. Фото: labirint.ru В 1896 году, после смерти Поля Верлена, Mалларме провозглашают "королем поэтов" – своего рода предводителем символизма. Удивительно, насколько живучей оказалась традиция этого титула!.. В разные годы в разных странах его обретали поэты Игорь Северянин , Александр Еременко и ныне живущий Дмитрий Воденников. "Король поэтов" Малларме разработал важнейшие теоретические основы нового литературного течения: именно он провозгласил главной задачей поэзии выражения "сверхчувствительного" и призывал уподобить ее музыке. "В поэзии всегда должна быть тайна". Так утверждал Малларме, причем в понятие "тайна" он вкладывал два смысла: первый – как скрытая в явлениях сущность, а вторая – усложнённая тайна, которая намеренно отображала неясность. Стефан Малларме умер 9 сентября 1898 года в Вальвене, близ Фонтенбло. Склеп Малларме. Фото: wikitoshare.com/tr/Ernest_Chausson Образцом поэтической "тайны, намеренно отображавшей неясность", можно считать, например, стихотворение "Подавленное тучей", известное русскому читателю в переводе Ариадны Эфрон . Подавленное тучей, ты Гром в вулканической низине, Что вторит с тупостью рабыни Бесстыдным трубам высоты. Смерть, кораблекрушенье (ты Ночь, пенный вал, борьба в стремнине) — Одно среди обломков, ныне Свергаешь мачту, рвешь холсты. Иль ярость оправдаешь рвеньем К иным, возвышенным, крушеньям? О, бездн тщета! и в волоске Она любом; в том, как от взгляду, В ревнивой, алчущей тоске, Скрывает девочку — наяду. В этом стихотворении нет никакого прямого высказывания. Невозможно даже сказать, какие именно вещи или явления он имеет в виду, что есть само "подавленное тучей" (не зря же поэт предлагает целый ряд "синонимов"). При этом строки, словно бы помимо рассудка, складываются во впечатление бури и надежду на проблеск. Очень наглядна здесь основная особенность текстов Малларме: он не вкладывал в стихи очевидный смысл и обходился без сюжета, однако же заботился об эмоциях, которые его слова создадут у читателя. Не говоря уж о том, что его стихи всегда ритмичны и музыкальны. Мелодичность отлично передала на другом языке поэтесса и художница Ариадна Эфрон. Недаром она была дочерью, возможно, крупнейшей русской (вряд ли советской) поэтессы ХХ века и почти не уступала ей в даровании.