Спектакли Александринского театра на гастролях в Москве объединит тема истории
МОСКВА, 14 марта. /ТАСС/. Тема истории XX века объединяет Дни Александринского театра в Москве, на гастролях, которые пройдут с 24 марта по 1 апреля, представят три спектакля большой формы и два - малой. Об этом сообщил в понедельник на пресс-конференции в ТАСС художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.
"История, тем более для национального театра, - это чрезвычайно важный вопрос. Cпектакли все объединены этой темой, они объединены именно анализом художественным, анализом истории, которая все равно проецируется на сегодняшний день, все равно проецируется на завтра. <…> Сегодняшние спектакли, которые говорят о нашей истории, о страницах нашей жизни, они как бы рассказывают во многом и о том, как мы сегодня живем и как будем жить", - сказал Фокин.
Он подчеркнул, что для Александринского театра сегодня важно показать, чем живет первый национальный театр России и какое имеет художественное лицо. "Мы привозим три спектакля большой формы, три последние премьеры или одни из последних премьер. Это спектакль в моей режиссуре под названием "Рождение Сталина", спектакль по пьесе Хайнера Мюллера "Маузер" в режиссуре Теодороса Терзопулоса. И премьера нашего главного режиссера Николая Рощина "Дети солнца" по пьесе Горького", - сообщил худрук. Эти три спектакля можно будет посмотреть на площадке МХТ им. Чехова.
Кроме того, театр на площадке Центра Мейерхольда покажет два спектакля, которые участвуют в программе Российской национальной театральной премии "Золотая маска": "Нана" Андрия Жолдака по роману Эмиля Золя и "Товарищ Кисляков" Андрея Калинина по роману Пантелеймона Романова.
Также Фокин сообщил, что сейчас репетирует новый спектакль об отце и сыне - об императоре Александре II и Александре III. "Там тоже действие происходит в марте <…> 1881 года. Там огромное количество перипетий, исторических параллелей", - говорит худрук.
Не только спектакли
Программа в Москве не ограничится только спектаклями, но также будет включать образовательную компоненту, творческие встречи и мастер-классы. Как сообщил директор Александринского театра Сергей Емельянов, программа гастролей, запланированная еще в прошлом году, не изменилась из-за происходящих геополитических событий, Дни Александринки в Москве откроются 24 марта творческой встречей Валерия Фокина со студентами Российского института театрального искусства - ГИТИС.
Что касается других городов, то, по его словам, в Казани, например, тоже будет представлен спектакль "Маузер", а в Якутии, помимо театральной программы, предполагается внушительная деловая программа, там состоится Первый конгресс национальных театров России.
Заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Чепуров в свою очередь напомнил, что историческому зданию театра на площади Островского в Санкт-Петербурге уже 190 лет. Мероприятия, посвященные этой дате, пройдут 26 марта в Доме Гоголя в Москве, их участникам представят лекцию-презентацию под названием "Александринский театр как игровое пространство русской драмы". 27 марта в МХТ им. Чехова состоится творческая встреча с постановщиками и артистами спектакля "Рождение Сталина", а 28 марта - лекция, посвященная творчеству Хайдера Мюллера и актерский тренинг режиссера Теодороса Терзопулоса.
В дни гастролей в Российской государственной библиотеке искусств будут презентованы книги, посвященные Александринском у театру, среди них - Энциклопедия национального драматического театра России, книга о творчестве Фокина и др. А 30 марта на Новой сцене МХАТа состоится лекция о творчестве Максима Горького и его пьесам на сцене в Александринском театре.
Греческий режиссер Теодорос Терзопулос, председатель Международного комитета театральных олимпиад, художественный руководитель театра "Аттис" рассказал, что выбор пьесы Мюллера для него не был случайным. Этот текст входит, по его словам, в 15 величайших текстов в истории театра. "Я взглянул на это произведение Хайнера Мюллера через призму древнегреческой трагедии. Сама структура этого произведения была создана под влиянием древнегреческой трагедии, а сюжет был позаимствован из русской литературы", - говорит режиссер. По его словам, в спектакле поднимается вопрос, что есть человек, а тема того, как человек самоуничтожается и превращается в машину смерти, всегда имеет колоссальное значение.