"Здесь не летают звездолеты, нет динозавров, нет чипирования, как его воображает Никита Михалков"
Булат Ханов представил новую книгу "Ибупрофен"
Лауреат премий "Лицей" и "Звездный билет" казанский писатель Булат Ханов представил в Национальной библиотеке Татарстана книгу "Ибупрофен". В своем новом произведении автор описал один из вариантов развития будущего — с роботами, камерами и Юрием Дудем в качестве министра культуры России. Подробнее — в материале "Реального времени".
"Эта книга немного экспериментальная"
Кандидат филологических наук (есть диссертация называется "Концептуализация советского дискурса в современной русской прозе"), преподаватель русского языка и литературы Булат Ханов публиковал рассказы в журналах, его первый роман "Непостоянные величины" вышел в "Дружбе народов", за ним последовали "Гнев" и "Развлечения для птиц с подрезанными крыльями".
Новая книга 30-летнего автора — сборник рассказов с подзаголовком "Это не фантастика. Это книга о будущем, которое уже наступило".
![](/uploads/article/c0/7c/e25c81f979dd0987.jpg)
— Но модели будущего меняются в зависимости от настоящего, — так начал автор встречу с читателями, указав, что это его первая книга, в которой нет нецензурной лексики. Но издательство все равно упаковало ее в целлофан и поставило маркировку "18+", возможно, вспомнил потом Ханов, из-за одной новеллы в жанре слэшер.
— Как показывает практика, такие книги хуже продаются. Но сейчас в России будет очень мало литературы, в частности, переводной, потому что многие договоры разорваны. И многих российских авторов также не будут переводить, — заметил Ханов. — Эта книга немного экспериментальная. В какой-то степени — вызывающе-провокативная. Книга находится на грани социальной фантастики, когда, казалось бы, ничего фантастического не происходит, не летают звездолеты, нет динозавров, нет чипирования, как его воображает Никита Михалков.
![](/uploads/article/7b/5b/41b19e01cbed4260.jpg)
Но есть фантастические допущения, отмечает Ханов. Скажем, а что будет, если министром культуры станет блогер Юрий Дудь? Или тело Ленина захотят приобрести американские коммунисты? При этом место действия рассказов — Россия, один из провинциальных городов, которым может быть Казань, Нижний Новгород, Самара, Саратов. Время действия — 2034 год, как обозначил автор, "цифровизация без чипизации, камеры на каждом углу".
Подобные допущения позволяют Ханову пускаться в философские, политические, экономические размышления, в которые он старается вовлечь и читателя. К примеру, один из его рассказов описывает ситуацию, когда мигрантам на стройке (а у писателя был такой опыт работы) сообщают, что их скоро заменят роботы. Те начинают плохо работать, дело доходит до трагедии. А потом выясняется, что никаких роботов не будет. А почему? А потому, говорит Ханов, соглашаясь с залом, что роботы не позволят девелоперам настолько успешно зарабатывать на продаже недвижимости.
![](/uploads/article/6b/75/48e8c84d493d62a2.jpg)
Другой рассказ задает вопрос, может ли человек изображать депрессию только потому, что пристрастился к антидепрессантам. Или автор погружается еще глубже, описывая ситуацию, когда у мужчины растет дочь гораздо умнее него — и отец начинает сомневаться в ее существовании.
Как Ханов стал "юмористическим фэнтези"
— Литература рождается не там, где у человека есть готовый рецепт, какое-то видение: он хочет облечь это в художественную форму и донести сокровенные знания, — говорит Ханов и рассказывает о жанре "автофикшн", который не вызывает у зала энтузиазма.
Это истории как бы о себе, досконально описанные, где непонятно, что есть правда, а что выдумка. Ханов отмечает в этом жанре книгу "Рана" Оксаны Васякиной, в целом, кстати, демонстрируя разнообразные читательские интересы — скажем, в какой-то момент писатель обсуждает с залом Алексея Ремизова.
![](/uploads/article/bf/71/0b2610893466e735.jpg)
Корреспондент "Реального времени" возвращает разговор к изданию книги и спрашивает, с какой реакцией издатель принял сборник рассказов — сейчас это не самый популярный формат. Автор, оказывается, хотел оформить книгу в виде упаковки ибупрофена.
— У меня была мысль сделать концептуальный сборник, где герои, мотивы, сюжеты местами пересекаются. Но это все рассказы — самостоятельные. Договоренности с издателем не было, я просто дал ему сборник. И со мной заключили договор, как и на каждую предыдущую книгу. Но с этой книгой произошла нехорошая история — на cайте издательства ее засунули в отдел что-то типа юмористического фэнтези — туда, где книги Тани Гроттер. Это хорошие книги, но не то, что я делаю. И на читательских сайтах она попала в руки блогеров, читающих массовую литературу, так что они начали про нее резко высказываться.
![](/uploads/article/b6/ee/726be38df22812bf.jpg)
Курс беседы поменялся и стал плавно переходить к маркcистам, любимым Хановым. Теме марксизма посвящен один из рассказов сборника. Ханову сообщили, что в библиотеке иногда собираются его коллеги по убеждениям и, вероятно, теперь его книгу им предложат для чтения. А он вспомнил, что 4 марта был основан III Интернационал.