"Всё, пока, мне некогда": О спектакле "Мадам Рубинштейн" в Театре им. Пушкина

00:15, 06 марта 2022, автор: Нестерова А."Всё, пока, мне некогда": О спектакле "Мадам Рубинштейн" в Театре им. ПушкинаВ основу спектакля-бенифиса Веры Алентовой легла пьеса австралийского драматурга Джона Мисто, которую ранее не ставили в московских театрах. сточник фото: Московский драматический театр им. А. С. ПушкинаДавно ушли в небытие те времена, когда женщины находились в тени мужчин и не имели права на собственное мнение. О том, кто именно вывел их из тени и дал право голоса, можно говорить долго, а ещё можно прийти в Театр им. Пушкина и увидеть этого человека — основательницу целой бьюти-империи Хелену Рубинштейн — своими глазами.Постановщик спектакля "Мадам Рубинштейн" Евгений Писарев, кажется, ни секунды не сомневался, принимая решение о том, что главную героиню будет играть народная артистка РФ Вера Алентова. Эта постановка, приуроченная к её 80-летию — возможность ещё раз явить зрителю все грани таланта, харизмы и женственности (актриса легко порхает по сцене на высоких каблуках, меняет изысканные туалеты, красит губы яркой алой помадой, а глаза её лучатся неподдельным озорством). Хелена Рубинштейн, похоже, близка Вере Валентиновне — уж очень органична она в образе этой яркой, волевой, полной жизни дамы. Фто спектакля "Мадам Рубинштейн"Источник фото: Московский драматический театр им. А. С. ПушкинаЖизнь Хелены не отличалась лёгкостью — она родилась в еврейском гетто в Польше, в 24 уехала в Австралию, затем — в США, а в 1936-м году открыла свой первый салон красоты, в котором предлагала женщинам косметику, классифицированную по типам кожи (кстати, классификацию типов кожи лица — сухая/нормальная/жирная придумала именно Рубинштейн). И настаивала на том, что "некрасивых женщин нет, есть только ленивые!".Она разработала сотни наименований косметики, к каждой своей цели шла сама, без чьей-либо помощи. Это закалило мадам, но вместе с тем и слегка ожесточило. Зритель видит перед собой абсолютно холодную, циничную леди, то и дело небрежно бросающую многочисленным собеседникам на противоположном конце провода: "Всё, пока, мне некогда!". Фоо спектакля "Мадам Рубинштейн"Источник фото: Московский драматический театр им. А. С. ПушкинаЕй некогда. Ей всегда некогда. Некогда расслабиться, выдохнуть; некогда было заниматься воспитанием детей (даже дарить им подарки на Рождество — некогда. А главное — некогда любить. Она так и не успела этому научиться. Впрочем, любовь и заботу к сыновьям она выражает, но очень своеобразно. Когда хочет похвалить кого-то из них, гневно, с акцентом анекдотической еврейской мамы, выкрикивает в телефонную трубку: "Адиёт!".Сыновья на связи с матерью лишь по телефону. А непосредственно рядом с мадам Рубинштейн два чужих человека — тщедушный телохранитель Патрик (Дмитрий Власкин/Максим Ешкин), которого она пренебрежительно зовёт "ирландец", игнорируя имя) и конкурентка — Элизабет Арден (на эту роль режиссёр пригласил из "Гоголь-центра" Ольгу Науменко) — основательница ещё одного косметического бренда, которая также "звезда" бьюти-индустрии, но рангом чуть пониже Хелены, как ни старается опередить её. Фот спектакля "Мадам Рубинштейн"Источник фото: Московский драматический театр им. А. С. ПушкинаЭлизабет и Патрик имеют смелость говорить ей в лицо правду о ней самой. Правда редко бывает приятной, поэтому главная героиня злится, периодически разрывает отношения с обоими, но они всякий раз возвращаются к ней... Почему? Любят? Жалеют? Хотят в очередной раз сделать больно? На этот вопрос у каждого из сидящих в зале, вероятно, будет свой ответ.Спектакль наглядно иллюстрирует то, насколько высока цена успеха. Хелена Рубинштейн свернула множество гор ради того, чтобы стать той, кем является. Встала "в один ряд" с мужчинами в профессиональной сфере. Её называют королевой, княгиней; её портрет пишет сам Сальвадор Дали, она сказочно богата, но... счастлива ли? На пути к успеху она растеряла навык любви. Вместо неё остался колкий юмор, лёгкая насмешливость по отношению к противоположному полу и забавные оговорки, которые героиня допускает в порыве гнева. В этом её беда, а не вина. Вину свою мадам и так знает "в лицо". И осознает её сполна ближе к финалу действа. Кадрспектакля "Мадам Рубинштейн"Источник фото: Московский драматический театр им. А. С. ПушкинаМожет показаться, что гибель одного из сыновей меняет Хелену. Её хрупкая фигура, застывшая без движения посреди зала салона красоты; истошный крик "Мой мальчик жив!" как попытка противостоять жестокой реальности; секунда слабости, когда она позволила себе обмякнуть в утешающих объятиях Патрика — всё это красноречиво говорит об истинных чувствах мадам к своему выросшему ребёнку. Смерть ребёнка — трагедия для матери — это факт. Но есть и ещё один факт: у сильных людей ничто не может отнять их силу. Ничто не сможет сделать их слабыми и уязвимыми. Человек, сильный изначально, останется таковым навсегда, что бы ни произошло.Хелена Рубинштейн сильная. Даже свой некролог она сочиняет сама. А после вновь продолжает трудиться — пишет книгу, в которой раскрывает женщинам секреты привлекательности.Возможная смерть её не очень-то беспокоит.Ей некогда умирать.Дата ближайшего спектакля — 18 марта. Возрастное ограничение — 16+.

"Всё, пока, мне некогда": О спектакле "Мадам Рубинштейн" в Театре им. Пушкина
© Inc-News