Несколько музеев закрылись на время проведения спецоперации на Украине
Ряд учреждений культуры решили не работать на время проведения специальной операции на Украине. В «ГЭС-2» накануне заявили, что закрывают все выставки. Само здание дома культуры, библиотека, ресторан и кафе продолжат работу. В Музее современного искусства «Гараж» сказали, что «не могут поддерживать иллюзию нормальности на фоне происходящих событий», и тоже пока не работают.
В то же время многие театры и музеи открыты. Например, в «Современнике» завтра выпускают премьеру «Интуиции» по пьесе Александра Цыпкина и Константина Хабенского. В «Гоголь-центре» отменили ежегодный праздник по случаю дня рождения театра, но продолжают играть спектакли.
Так что это: поддержка «иллюзии нормальности» или возможность эмоционально поддержать людей? Мы спросили деятелей культуры:
Директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:
«Мне кажется, это крайне сложный вопрос. И если бы мы сейчас с вами разговаривали, находясь в стране, подвергаемой спецоперации, наверное, это было бы правильно, чтобы люди могли иметь шансы [отвлечься и отдохнуть], но находясь совершенно с другой стороны, со стороны организаторов спецоперации, я не знаю... Конечно же, хочется, чтобы у людей психологическое здоровье не страдало, но, например, у меня лично настроения посещать культурные мероприятия нет никакого, я не знаю, может быть, у кого-то оно и есть, кто-то не замечает, но для меня это выбор, который идет в пользу невыбора любого культурного мероприятия. Мы все прибегаем к психологическим уловкам, чтобы в любой ситуации пытаться выживать. И мы с вами помним ситуацию в момент, когда был ковид, все пытались выживать, придумывали что-то. Даже сейчас люди пытаются в этом всем придумать какие-то шаги и действия, которыми они могли бы что-то сделать для своего психологического здоровья, поэтому, наверное, для кого-то это возможный путь поддержания иллюзии нормальности, чтобы чувствовать себя хорошо».
Художественный руководитель «Гоголь-центра» Алексей Агранович:
«Музей «Гараж» является частной институцией, и то, как он работает, решает его учредитель. Решение лежит полностью на учредителях, а «Гоголь-центр» является городским московским муниципальным предприятием культуры, и режим его работы регламентирует учредитель театра — Департамент культуры города Москвы. Билеты продаются и проданы, люди не сдают их, они хотят прийти в театр. Наша позиция в этой ситуации делать то, что мы можем и умеем делать. Вопрос сложный, неоднозначный, но, честно говоря, позиция такая, ситуация такая. «Иллюзия нормальности» — это некая фигура речи, которую можно трактовать как угодно, я не готов комментировать это».
Директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова:
«Мне кажется, это такая очень известная история, что в самые сложные времена люди обращались к культуре, и во время войны Эрмитаж работал, и в начале ХХ века, когда шла гражданская война, в это время был расцвет экскурсионного движения в России. Мне кажется, у всех разные мнения, и самое страшное, что может произойти, это когда люди между собой начнут враждовать из-за того, что по-разному смотрят на события, на мир. Мне кажется, что именно с помощью культуры, какого взаимодействия мы найдем точки соприкосновения. Это не попытка спрятать голову, это все-таки шаг, может быть, навстречу друг другу, миролюбивый шаг. Мы со своей стороны ни в коем случае не будем останавливать свою деятельность, будем работать, как мы работали».
Кинотеатры тоже продолжают работать, несмотря ни на что. Кстати, 1 марта вступает в силу постановление правительства о новых правилах посещения кино: зрителей теперь будут предупреждать о длительности рекламы, а еще утвержден перечень предметов, которые запрещено проносить в кинотеатры.