Войти в почту

На резиденции "Рупор 63" выбрали победителей

Самые смелые идеи Это уже вторая Резиденция управления проектами оригинальной режиссуры (именно так расшифровывается аббревиатура). В прошлом году конкурс провели впервые. В результате вышли премьеры "Самара — родина слонов" в Художественном музее, "Дыры" в музее "Самара космическая", спектакль-пробежка "Город Вавилона" и пластический "Фро". Идея конкурса для молодых режиссеров появилась в продюсерской магистратуре СГИКа (руководитель курса и куратор "Рупора" — Яна Егорова). Участвовать в нем могут студенты старших курсов и режиссеры, окончившие вуз несколько лет назад. Заявки присылают через открытый конкурс (в России не так много лабораторий, устроенных по такому же принципу). Режиссеров призывают присылать самые смелые идеи. В этом году был обозначен примерный круг жанров: от драматического спектакля и театра кукол до музейно-театрального перформанса, site-specific, аудиопрогулки и спектакля-променада. Проект получил грант Президентского фонда культурных инициатив. Заявки прислали полсотни участников. Из них отобрали 10 команд (режиссер+художник/драматург/хореограф). География оказалась разнообразнейшей: Санкт-Петербург, Курган, Москва, Казань, Абакан и даже Шанхай (правда, китайская участница учится в питерском РГИСИ). Авторы заявок получили одну февральскую неделю в Самаре, чтобы подготовиться к показам эскизов. Недетские куклы В худсовет конкурса входят люди разных театральных профессий: режиссер Денис Бокурадзе, и. о. завкафедрой театральной режиссуры СГИКа Александр Мальцев и автор этого текста, то есть театральный критик. На обсуждении финальных эскизов в этом году к команде присоединился театровед Павел Руднев, прилетевший в Самару для участия в образовательной программе "Рупора", в которой прочитал две лекции для участников лаборатории и студентов СГИК. Худсовет отобрал в финал максимально разнообразный набор из представленных в заявках жанров. С победителями было сложнее — денежный приз на постановку могут получить только три представленных эскиза. Одним из них стала заявка на спектакль "Сахарный ребенок", поставленная в Самарском театре кукол режиссером Дмитрием Ши (Курган) и художником Никитой Запаскиным (Минск). Постановщик, кстати, работает главным режиссером в театре кукол "Гулливер", номинировался на "Золотую Маску", но только в этом году выпускается из Белорусской академии искусств. "Сахарный ребенок" - повесть Ольги Громовой, написанная по рассказу Стеллы Нудольской, девочкой в 1930-е оказавшейся дочерью "врагов народа". Драматург Полина Бородина сделала инсценировку по книге. Той же теме (детям и женам, оказавшимся в лагерях и детдомах) посвящен недавний фильм журналистки Катерины Гордеевой "Мамы больше не будет". С отрывка из этого фильма - с очень личного рассказа Гордеевой о своем детстве и семейной истории - начал эскиз Дмитрий Ши. Главную героиню играет в живом плане актриса "СамАрта" Олеся Игнатенко. Куклы девочки и других персонажей появляются в окошках в картонной стене. Картон, конечно, использовался как быстрый и дешевый материал для эскиза, в спектакле будут белые декорации из ткани или пластика и разные типы кукол. - Мне бы хотелось взглянуть на тему репрессий, тему очень болезненную для нашей страны, совсем под другим углом, - говорит Дмитрий Ши. - Для меня притча интересна возможностью поговорить про эту страницу истории нашей страны с точки зрения подростка сегодняшнего дня, внимание которого нужно захватить с первых минут. Трансформации эскизов Еще один победитель, самарец Артем Устинов (тоже успевший побывать и в номинантах, и в лонг-листе "Золотой Маски"), представил аудиопроменад "Карта памяти", посвященный "Броду" (улице Куйбышева) и самарским стилягам. От заявки до эскиза идея успела сильно трансформироваться. Сначала это был проект спектакля "Город призраков" - аудиоэкскурсии по исчезнувшим памятникам архитектуры. Планировалось, что в нем с участниками заговорят сами снесенные дома. Но в процессе подготовки режиссер и драматург Екатерина Тимофеева так впечатлились рассказом фотографа Владимира Емеца о "самарском Бродвее", что решили посвятить спектакль этому пласту неофициальной самарской истории. В наушниках участники слышат диалог старшего (актер Борис Трейбич) и младшего (Сергей Бережной, чьи истории тоже использованы в проекте). Получается прогулка с представителями двух поколений: рассказами о пластинках "на костях" и "Макдональдсе", шестидесятых и нулевых, стилягах и "ремесленниках" - с точками пересечения и расхождения разных эпох. Пока маршрут проложен от "Трех вязов" до магазина 'Жемчуг", но в спектакле явно будет расширен. Третий победитель, петербургский режиссер Евгения Колесниченко вместе с художником Анной Поляковой сделала эскиз по книге журналиста Сергея Сдобнова "Не вижу текста. Сказка о потерянном зрении". Показ в "СамАрте" тоже заметно отличался от проекта, в котором была задумана инсталляция для погружения зрячего человека в опыт слабовидящего. Но говорят, это издержки эскизного показа, в итоговом варианте будет возможность набрать вслепую смс и выполнить другие, простые для обычного человека действия в полной темноте. Пока же зрители увидели выступление актера Владислава Кричмаря в жанре стендап-шоу, в котором трудности человека, резко теряющего зрение, представлены с самоиронией. Не только победители Выбрать трех победителей из представленных эскизов было не так-то просто, и будет здорово, если найдется возможность реализовать больше проектов, чем позволяют средства гранта. Например, Камила Растумханова из Казани сделала эскиз "Я/мы Самара" в технике "театра горожан" на площадке Самарской библиотеки для молодежи. Перформанс-игра вдохновлен работами группы Rimini Protokoll и израильским перформером Даной Яхаломи. В эскизе в техниках сторителлинга и социальной хореографии участники (два актера и зрители) рассказывали о себе и жизни в Самаре. Режиссер Константин Землянский (Москва) вместе с драматургом Екатериной Гуземой (Ижевск) представил проект "Самара. Личное дело", предназначенный для библиотеки музея им. Алабина (партнерами "Рупора 63" в этом году стали многие самарские площадки). Квест предлагает участнику определить свой образ Самары, составить его психологический портрет, в том числе буквально — как пазл из фрагментов лиц. Режиссер Ксения Горяинова (Москва) и хореограф Юлия Хазова (Омск) в эскизе в жанре пластического театра Comfort point критиковали погруженность современного человека в цифровой мир. Анна Хлесткина (Москва) в эскизе "Фата-моргана" по пьесе Алексея Синяева "Вечный жар" представила современность как пустыню так и не отрефлексированного прошлого. Ксения Павлова (Санкт-Петербург) показала интересную заявку по книге "Беги и живи" Элс Бейртен в театре кукол. Будем надеяться, что самарские театры, ставшие партнерами "Рупора 63", заинтересуются не только эскизами-победителями.

На резиденции "Рупор 63" выбрали победителей
© СОВА