Ситуация с эйджизмом в России постепенно смягчается
В Соединенных Штатах продолжается начатое почти четыре года назад расследование по делу о массовом увольнении возрастных специалистов компании IBM . «IBM не нравится быть сборищем старых ретроградов. Она хочет выглядеть крутой и трендовой, не хуже конкурентов»,— заявил в суде один из бывших HR-ов компании, пишет Коммерсант.
Такое желание понятно: в тех же Apple, Amazon, Intel, Google, Meta и LinkedIn средний возраст сотрудников — плюс-минус 30 лет, в то время как у IBM почти 50. В итоге компанию вынуждены были покинуть больше 20 тыс. сотрудников. В отдельных случаях менеджеры IBM не стеснялись прибегать к шантажу: либо заявление по собственному и выходное пособие, либо в личном деле появятся упоминания о нарушениях, которых на самом деле не было. Выбор для многих был очевидным.
В России до подобного, как правило, не доходит, но позицию западных коллег бизнес во многом разделяет, говорит глава рекрутингового сервиса Facancy Алена Владимирская: «Такое отношение в России еще более свойственно, чем в Европе или Америке. Считается, что это люди очень несовременные, неадаптивные и прочее. Конечно, такие вещи в каких-то публичных переписках, высказываниях не допускаются, но в целом так часто думают и говорят за глаза».
Словами, впрочем, работодатели зачастую не ограничиваются. По словам директора проектов компании «ЭКОПСИ Консалтинг» Виктории Кабаковой, с возрастными сотрудниками в компаниях борются — просто иным, более законным способом: «HR и генеральные директора исходят из предубеждения, что лучше постоянно обновлять кадры, то есть заменять молодыми. Отсюда предпочтение в продвижении по службе. После 40 лет человек необучаем и непродвигаем. Если человек к этому моменту не вылез на какую-то руководящую позицию, то он уже выходит из кадрового резерва. Он не попадает на какие-то истории, связанные с развитием. Даже в корпоративных СМИ тематика чаще всего про какие-то молодежные события, то есть работодатель относится эйджистски».
Действовать более решительно в российских реалиях опасно: закон прямо запрещает увольнять из-за возраста. Но некоторых это не останавливает, и в трудовой книжке указывается сторонняя причина, например, несоответствие занимаемой должности. Справедливость можно восстановить в суде, юрист по трудовому праву Дмитрий Кофанов поделился с “Ъ FM” собственным опытом:
«Провели сравнительный анализ по всем параметрам. Был столбец "возраст", уволили самого старшего человека, при этом остальные параметры у него соответствовали. Подавляющее большинство судов заканчивается не восстановлением, а истребованием денег за вынужденный прогул. Сколько бы суд ни длился, выплачивают деньги за весь период, пока не будет вынесено решение. Процессы идут небыстро. Я сталкивался с ситуацией, когда суд шел 2-2,5 года».
Собеседники “Ъ FM”, впрочем, отмечают, что ситуация с эйджизмом в России постепенно смягчается. Одна из причин — добравшаяся до рынка труда демографическая яма. Работодатели начали испытывать дефицит молодых специалистов, и на этом фоне миллениалы стали требовать завышенные зарплаты. В итоге предпринимателям пришлось менять подход, и они с удивлением открыли для себя, что сотрудники в возрасте это совсем не страшно, продолжает Алена Владимирская:
«Он может быть не настолько продвинутым в технологиях, но при этом иметь огромное количество плюсов. И те компании, которые этот путь прошли, довольно часто к нам возвращаются уже со следующей историей: слушай, а мы не хотим очень молодого, мы бы посмотрели человека 50-55 лет. У нас в других подразделениях работают такие люди, и нам стало нравиться».
Но даже если и нет, альтернатив у работодателей, похоже, не очень много. По данным Росстата, при снижении общей численности населения доля граждан старше трудоспособного возраста продолжает увеличиваться. Порядка четверти россиян — это пенсионеры.
Фото Unsplash