Век на службе у искусства – армянскому академическому театру имени Габриэля Сундукяна исполнилось 100 лет. К праздничной дате артисты готовят юбилейную постановку. За кулисы заглянула корреспондент «МИР 24» Анна Арутюнян.
Меньше двух месяцев до премьеры – актеры репетируют спектакль «Карьера Артуро Уи» по пьесе-притче Бертольда Брехта. В постановке к столетию театра задействованы артисты нескольких поколений.
«Сначала было очень страшно, даже стены здесь академические. Кажется, что ты находишься в заведении, где должен подчиняться правилам. Но интересно то, что театр – живой организм, и каждый новый человек вносит свое, а зритель ждет нового видения. Этот процесс похож на любовь», – рассказала актриса Лили Элбакян.
Любовь к театру у заслуженного артиста Армении Тиграна Нерсисяна длится почти полвека. Он тоже занят в премьере, играет главного героя – Артуро Уи.
«Артуро Уи – прототип Гитлера. Это настолько значимая работа! Даже если ты отрываешься от исторического прообраза, он легко и с большим успехом начинает задевать всех. А это тяга к власти, психология маленького человека, живущего в пороке и болезненной мании», – отметил заслуженный артист Армении Тигран Нерсисян.
О человечестве и человеке… В театре всегда задавали тон другим. И никогда не забывали о традициях и прошлом. Например, спектакль «Пепо» на сцене Национального академического живет сто лет! История о бедном рыбаке и купце-обманщике была первой на афишах. А последний раз ее поставили пять лет назад. Тогда театр вернулся к зрителю после большого ремонта. Уже новое прочтение, но все такое же современное.
Этот спектакль стал символом возрождения театра: его ставили и после переездов, и после пожара в 60-х. А фигуры главного героя Пепо и его создателя, армянского драматурга Габриеля Сундукяна, встречают зрителей у входа. Их считают негласными покровителями театра.
«Это одна из сильнейших работ армянской драматургии. В «Пепо» много символов, интересная глубина и есть нечто, чего до его создания не было в мировой драматургии. Это когда ситуация приходит в руки герою и он имеет возможность завладеть ею, а вместо этого отталкивает ее, потому что борьба, которую он ведет, его идеалы находятся на совершенно другой плоскости и опираются на другие истины. В «Пепо» идет борьба совести и добродетели, задача, с которой постоянно сталкивается наш народ», – считает директор театра Вардан Мкртчян.
Солидный возраст – только повод для экспериментов. Два года назад здесь появилась малая сцена, которая стала площадкой для поисков. В театре планируют и дальше создавать новые пространства и со сцены рассказывать о вечных проблемах, соединяя их с реальностью.
В разные годы в Национальном академическом театре Армении служили Фрунзик Мкртчян, Ованнес Абелян, Грачья Нерсесян и другие народные артисты республики и СССР.