Театр без вешалки
— Невозможно каждый день есть один и тот же шашлык, даже очень вкусный. Через какое-то время он тебе просто надоест. Человеку в жизни необходимо право выбора, поэтому в 2016 году мы решили открыть в Ставрополе первый альтернативный театр, чтобы даже самый искушенный зритель мог выбрать тот спектакль, который ему по душе, — говорит художественный руководитель проекта «Театр на Гагарина», актер, режиссер и президент ставропольской федерации тхэквондо (WT) Тамерлан Коченов.
Новый спектакль — новые актеры
Альтернативный театр шесть лет назад с аншлагом ворвался в жизнь ставропольских зрителей и стал новым культурным явлением. Идея родилась у семейной пары Тамерлана Коченова и Ларисы Урбан спонтанно на кухне — за чашкой чая. К этому времени за плечами у Тамерлана были съемки в сериалах «Глухарь», «Розыск» и «След», у Ларисы — в двух сезонах «Глухаря». Супруги также играли в Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова.
В новом проекте паре пришлось одновременно примерить на себя роли актеров, режиссеров, костюмеров и продюсеров. Первые репетиции проводились в маленьком полуподвальном зале одной из школ города, спектакли ставились на базе краевого Центра развития творчества детей и юношества имени Юрия Гагарина. Отсюда и название, которое сохранилось и после переезда в другое здание.
В первом спектакле — «Двое на качелях» о танцовщице, которая перебивается случайными заработками, и успешном адвокате, переживающий развод с женой, — сыграли сами Тамерлан и Лариса. И, хотя у «Театра на Гагарина» тогда не было ни пиарщика, ни рекламы, билеты раскупили сразу. Неудивительно: знаменитую постановку американского драматурга Уильяма Гибсона, написанную в конце 1950-х годов, в Ставрополе показали впервые.
— В «Театре на Гагарина» мы не придерживаемся четких рамок, присущих репертуарным театрам. Мы хотим, чтобы у зрителя и у актера была внутренняя свобода. Именно поэтому мы играем то, что нам по душе. Нашим актерам не свойственно заучивать известные монологи из классики и просто пафосно произносить их со сцены, — объясняет Тамерлан. — Современный зритель часто боится говорить даже близким о том, что его по-настоящему беспокоит. Не каждому хочется услышать горькую правду. Это непринужденно делают наши актеры, играя в скандальных пьесах современных драматургов. Такие никогда не покажут, например, в классическом театре.
У «Театра на Гагарина» нет постоянной труппы. Режиссер приглашает людей из других театров, а также из сфер журналистики, спорта, вокала и танцевального искусства. Почти у каждого из них есть актерское образование.
— Хорошо, когда нет постоянной труппы. В этом плане у меня полная свобода и выбор. Иной раз режиссер не может взять понравившуюся пьесу только потому, что у него нет в труппе подходящих героев. А мы выбираем героев под каждый спектакль. Были несколько человек, не связанных никак с актерской деятельностью, — спортсмены. На них возлагалась минимальная драматическая нагрузка, но требовались физические данные. Лучше них никто бы не смог, например, выполнить те же постановочные драки. Иной раз мне проще сделать из спортсмена актера, чем пытаться сделать из актера спортсмена, чтобы зритель поверил, — уверен Коченов.
Минус непостоянной труппы — занятость актеров. Подобрать время, чтобы смогли собраться все, сложно, сетует собеседник, поэтому репетиции порой начинаются едва ли не в полночь.
— Эти репетиции для актеров как перезагрузка после сложного рабочего дня. Они получают эмоции, переживают по-новому чувства, переключают внимание, выплескивают свой негатив, играют чужие жизни, примеряя незнакомую роль.
Провокационные постановки
За год до пандемии, летом 2019-го, «Театр на Гагарина» представил премьеру спектакля «Джульетта выжила» по одноименной пьесе Юлии Тупикиной. Действие разворачивается в 2056 году — в мире бушует убийственная эпидемия. Жители планеты стараются не покидать свои квартиры — работа, отдых и знакомства проходят онлайн. Главная героиня ироничной антиутопии, 40-летняя Джульетта, научилась выживать в новых условиях, но детей онлайн не завести. О ребенке грезит не сама женщина, а ее мать, поэтому она берет ситуацию в свои руки: публикует объявление о продаже гаража, надеясь, что потенциальный покупатель лично познакомится с её дочерью.
Тамерлан Коченов добавил в пьесу «эффект присутствия». Во время спектакля по залу гуляли загримированные зомби. В фойе ДК дежурили суровые мужчины с автоматами из клуба любителей страйкбола. Режиссер признается: самому местами было жутковато.
Январь 2022 года «Театр на Гагарина» начал со спектакля «Концлагеристы» современного драматурга Валерия Шергина. Коченов тренировался в зале, когда ему пришла в голову идея поставить этот спектакль. В нем задействованы всего две девушки — профессиональные актрисы Илона Домарева и Наталья Ледовских. Остальные роли мужские.
Сюжет разворачивается в выдуманной республике Чумуртии, где живут по формуле «Три стула, кровать, диван, стол, чайник, телевизор. Что еще надо?» и где каждому назначается «супружник» и ребенок. Если кто-то из них исчезает, не стоит лить слезы и переживать: «близких» быстро заменят.
— Главное, чтобы сюжет «Концлагеристов» не стал пророческим, как это почти случилось с историей «Джульетта выжила». Сначала мы смеялись над этим спектаклем, пока пандемия не ворвалась в нашу жизнь и не заставила переосмыслить многие вещи, — добавляет Тамерлан.
В театре считают, что развитие сюжета «Концлагеристов» напоминает жуткий сон уставшего от тяжелого дня человека, когда просыпаешься в страхе и с радостью понимаешь, что все происходило не по-настоящему. Схожие чувства испытываешь, выйдя из зрительного зала: так же осознаешь, что не так уж и плох наш мир.
Театр без адреса
Еще одна особенность альтернативного проекта Кочетова — у него нет собственного помещения. «Театр на Гагарина» каждый раз начинается не с вешалки, а с аренды нового помещения для репетиций и спектаклей.
— Наш город не театральный. Вот как человек заходит в магазин, подходит к полкам с конфетами и начинает выбирать из всего ассортимента самые вкусные, так и с театром должно быть. Я за здоровую конкуренцию в этой сфере. Чем больше в городе будет театров, тем больше у артистов стремление развиваться и удивлять зрителя, а не думать: «И так сойдет, все равно придут, так как больше идти и некуда», — уверен худрук.
По словам Тамерлана, актеры — самовлюбленные, амбициозные люди. Они привыкли, чтобы ими восхищались, им рукоплескали. Именно это ими движет и гонит на сцену. Но и актер может выгореть, перестать развиваться, особенно если у зрителя нет выбора.
— Самое главное в такой момент быть честным с собой, понять, что пришло время уступить место более молодому и амбициозному, мечтающему о сцене и ролях. Нужно уметь красиво закрыть одну страницу и начать другую.