Село Константиново: родина Сергея Есенина
В одном селе, Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый, С голубыми глазами... Часто, когда мы едем на экскурсию, хочется знать материал немножко заранее — иногда возникает желание понимающе кивнуть экскурсоводу, или, глядя на рязанские просторы продекламировать "Гой ты, Русь моя родная!". В этой статье рассказывается о биографии и творческом пути "желтоволосого" крестьянского поэта. Но сначала о селе Константиново. Село Константиново входит в список самых красивых деревень России. Оно расположилось на берегу Оки, захватив 3 километра береговой линии, поэтому главной ценностью здешних крестьян были заливные луга. Такие луга в половодье заливаются водой, что повышает урожайность. Сейчас один взгляд на такие луга приводит сердце и душу в успокоение после московской суеты. Андрей Абакумов. Спуск к Оке и вид на заливные луга. Про Константиново Первое упоминание Константинова встречается в 1619 году, во времена правления царя Алексея Михайловича. Царь пожаловал его своим стольникам, тем, кто занимался обслуживанием трапезы государя, братьям Мышецким. Затем село стало приданым для дочери одного из Мышецких, Натальи. Так следующим владельцем Константинова стал ее муж, один из сподвижников Петра I — К.А.Нарышкин. Спустя несколько поколений, в 1775 году, село перешло в правление Александра Михайловича Голицына, бывшего тогда губернатором Санкт Петербурга. Именно он начал возведение каменного храма в честь Иконы Казанской Божией Матери. Век спустя московские купцы, выкупившие село, построили в Константинове земскую школу, которую закончил и Сергей Есенин. После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне поэтапно выкупили землю за 73 тысячи рублей и к 1879 стали полностью свободными хлебопашцами. Рязанские мужики проявили хорошие предпринимательские способности — они организовали артель, купили баржи и стали возить дрова в Санкт Петербург. Предприятие это оказалось прибыльным, так сформировался зажиточный слой крестьян, они начали благоустраивать село — украшать храмы, возводить часовни, строить красивые дома и покупать новые земельные наделы. Одним из владельцев барж был дед Есенина. "Бизнес" рухнул с появлением железных дорог в конце 19-го века — перевозить дрова по воде стало невыгодным. К тому же пожары в начале 20 века уничтожили баржи: владельцы разорились. Пришлось константиновцам менять род деятельности. Многие стали работать в торговых лавках Москвы, так, отец Сергея Есенина, Александр Никитич в 14 лет отправился в мясную лавку купца Крылова сперва подручным, а затем стал старшим приказчиком и торговым агентом. Фото Андрея Абакумова. К началу 20 века сформировался исторический облик села — главная центральная улица Порядок и несколько переулков. На центральной площади возвышались Храм Казанской Иконы Божьей Матери, земская школа и господская усадьба. Пахотные земли делились на три поля, при этом на каждом из них крестьяне имели свои участки. Все это было удобно для трехпольной системы земледелия. Как ясно уже из названия, при ней поле делилось на 3 части: пар, на котором ничего не сажали, чтобы земля отдыхала; яровые, которые сажали весной и собирали осенью; и озимые, которые высаживались осенью, а весной уже давали побеги. Каждый год части поля чередовались, что помогало обеспечить максимальную урожайность. Фото Юлии Джонсон. Про музей Революция 1917 года привела к перераспределению собственности — имение было конфисковано большевиками. Сначала в нем был детский дом, затем имение сделали жильём для учителей местной школы, а затем и комбинатом бытового обслуживания. В 1969 году здание было передано музею. Государственный музей-заповедник С. А. Есенина был основан в 1965 году на базе существовавшего литературно-мемориального музея в селе Константинове и памятных мест в городе Спас-Клепики. В 2021 году музей-заповедник посетило рекордное количество человек — 436 тысяч. Много лет державшийся рекорд посещений 1989 года был на 8 тысяч человек меньше. Фото Юлии Джонсон. А теперь — про Есенина Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Андрей Абакумов. Дом Есениных. Первые 17 лет жизни он провёл в деревне, а в 1912 году впервые приехал в Москву, где жил его отец. В 1916 году вышел его первый поэтический сборник "Радуница" (Радуница — это девятый день после Пасхи, день поминовения усопших). Богоизбранность крестьянина, жертвенная миссия поэта, одухотворенность природы — вот мотивы лирики молодого Есенина. Он верил в свою миссию поэта-пророка: с одной стороны он был "смиренным иноком", с другой стороны — бунтарем, скандалистом и хулиганом. И Россия для него тоже была сразу и "милой родиной", и "страной мятежной". Источники вдохновения Есенина всегда интимны — природа, женщины, сама жизнь и поэзия. Он поэт лирической силы, поэт "половодья чувств". Фото из инстаграма Сергея Есенина, является частью экспозиции в музее. В теме крестьянской России прослеживаются мотивы гедонизма, восторга, умиротворения, преображения деревни, но в то же время — тоски, печали, одиночества, отверженности. Интересно отношение Есенина к революции. Отрицая марксизм, он принял февральскую и октябрьскую революции как крестьянские и христианские. За революционными преображениями России должен был последовать крестьянский рай. Однако, как и большинство поэтов, первоначально воспевавших революцию, Есенин разочаровывается в революционной реальности и социализме. Жизнь деревни при большевистской власти поэт воспринимает как свою личную трагедию. В его поэзии обостряется противостояние города и деревни, а в его жизни обостряется противостояние самого Есенина и власти, которой он становится неугодным, он сравнивает себя с волком, на которого устроена травля. В цикле "Москва Кабацкая" мы видим уже не желтоволосого улыбающегося пророка, а бесприютного, "отовсюду гонимого" и неприкаянного героя. В стихотворении "Я обманывать себя не стану" 1922 года Есенин предпринимает попытку вернуться к своему прошлому лирическому герою: "Не злодей я и не грабил лесом, / Не расстраивал несчастных по темницам. / Я всего лишь уличный повеса, / Улыбающийся встречным лицам". Фото из инстаграма Сергея Есенина, является частью экспозиции в музее. На картине изображен эпизод из другого стихотворения поэта: "Я читаю стихи проституткам и с бандюгами жарю спирт". Кульминация раздвоения лирического героя достигается в поэме "Чёрный человек" 1925, где к Есенину приходит человек в чёрном издевательски пересказывать его судьбу и упрекать в бесталанности. В конце поэмы, в попытках избавиться от нежданного гостя, лирический герой разбивает зеркало. Чёрный человек — его альтер-эго. В том же 1925 году Есенин уходит из жизни в ленинградской гостинице "Англетер". Было ли это самоубийством или убийством, точно не знает никто. Режиссёр Игорь Зайцев в 2005 году снял сериал "Есенин" с Сергеем Безруковым в главной роли, где на протяжении всего сезона пытался выяснить загадочные обстоятельства гибели поэта, параллельно знакомя зрителя с жизнью Есенина. Фото из инстаграма Сергея Есенина, является частью экспозиции в музее. В последних кадрах сериала Есенин в исполнении Безрукова играл на гармошке, когда пришли его убивать. Что взять с собой на экскурсию? - для посещения музея-заповедника Есенина понадобится QR-код или справка о прохождении вакцинации (детям до 17 лет QR-код не нужен); - паспорт или свидетельство о рождении; - если у вас есть Пушкинская карта, по ней можно приобрести входные билеты на любую экспозицию музея; - одевайтесь теплее, вам захочется много гулять; Фото Юлии Джонсон. Большой портрет Есенина над обрывом. - идеально взять с собой сумку с перекусом и горячий чай. На месте есть кафе, но разве что-то заменит чай из металлического термоса и бутерброды в фольге с видом на Оку? Теперь вы полностью готовы к тому, чтобы ехать в Рязанскую губернию (простите, область), смотреть на Оку и, раскинув руки, декламировать: Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". Памятник Есенину во дворе его дома. Фото Юлии Джонсон.