Войти в почту

Призвание - одухотворять

В искусстве, культуре особенно ценится что-то необычное. Может ли быть оригинальным театр, направление которого зародилось ещё в античные времена? «Конечно!» - уверенно отвечает художественный руководитель Русского духовного театра «Глас» . Корреспондент газеты «Щит и меч» пообщался с ним о секрете успеха, несовместимом и творческих экспериментах. - Никита Сергеевич, чем необычно ваше учреждение и какова его история? - Оригинально оно во многом, начиная с названия - в мире нет больше духовного театра, хотя об этом мечтали некоторые религиозные деятели, от Папы Римского до наших соседей и единоверцев грузин, чей патриарх, как мне говорили, тоже этого очень хотел. У театра есть благословение российского национального духовного лидера - покойного патриарха . При этом мы вовсе не являемся тайным подразделением Московской патриархии или составной частью церкви, да и само название «Русский духовный театр» нам присвоили журналисты. Мы лишь приняли такую формулировку, которая очень точно отвечает нашим целям и задачам. Ведь и русский театр, пришедший из Европы ещё в допетровские времена, изначально был призван не только развлекать зрителя, но и приобщать к культуре, воспитывать и главное - одухотворять. Пьесы писали даже церковные иерархи. Со временем духовность ушла на задний план, уступая место бушующим человеческим страстям, как это было принято уже тогда на Западе, где моду задавали итальянские и французские пьесы. Но русский театр хранил традиции, особую школу, ведь его задача, по мнению известного драматурга Константина Станиславского, - «искать жизни человеческого духа». Наше с супругой (актриса театра. - Прим. авт.) детище родилось из недр Москонцерта 33 года назад, когда мы на волне изменившей страну и законы перестройки отправились в «свободное плавание». А вот сама идея возникла, как это ни странно, в русской бане. Я парился с двумя замечательными людьми: талантливым актёром и режиссёром , ставшим потом священником, и нынешним нашим духовным руководителем московским протоиереем Георгием Докукиным. Тогда в СССР готовились отмечать тысячелетие Крещения Руси, и многие деятели культуры были охвачены этим порывом. Идея показалась даже по тем временам весьма смелой - создать театр на русских самобытных духовных основах. А какие они? Ещё Достоевский чётко ответил: евангельские! Вот и нам захотелось связать слово Божие и… лицедейство, что казалось несовместимым. Тем не менее работа закипела, вскоре появился первый полноценный спектакль «Светлое Воскресение». В нём удалось соединить великого Гоголя, взяв его «Выбранные места из переписки с друзьями», Евангелие от Иоанна и церковные песнопения. Премьера стала настолько неожиданной для тогдашнего изголодавшегося по настоящей духовности зрителя, что многие воспринимали её как священнодейство: несли к сцене зажжённые свечи, плакали, крестились или вставали в проходе на колени. Успех был полным, что показали забитые зрительные залы на гастролях по всей стране, а потом и за рубежом. Объехали почти всю Европу и никого не оставили равнодушным: избалованные европейцы раскупали билеты как горячие пирожки - такого они точно не видели. Думаю, мы показали настоящую Россию, умом которую, как сказал поэт, не понять. - Есть что-то светское, классическое в репертуаре? Комедии, может быть? - Конечно. Мы же русский театр, а когда наши люди не любили посмеяться, пошутить, побалагурить? В репертуаре несколько работ по произведениям отечественных писателей и драматургов. К примеру, , которого многие знают и любят. Мы собрали его произведения и условно разделили на циклы - «Шукшин в деревне» и «Шукшин в городе». У нас получились два спектакля - «Живы будем - не помрём!» и «Ванька, не зевай!». Их очень любят зрители, а я выполнил обещание, данное когда-то на могиле этого человека, - досказать языком театра то, что он, как мне кажется, не успел. Есть у нас и другие комедийно-лирические спектакли - «Пасха на Вятских увалах» по произведениям , мелодрама по его сценарию «Люби меня, как я тебя». Но всё-таки больше тяготеем к драматургии и соответствующим произведениям русской классики. Имеются постановки по мотивам творчества («Раб Божий Николай», «Ревизор. Развязка»), («Село Степанчиково и…»), («Два брата»), («Репетируем «Чайку»), («Женитьба Бальзаминова») и другие. Мы дерзнули объединить творчество двух менее известных, но, безусловно, талантливых русских писателей ХХ века - и , поставив спектакль «Соотечественники», который пользуется популярностью у зрителя. Артисты театра в постановке «Два брата» Мы и работаем по произведениям русских классиков, и рассказываем о них. В репертуаре есть «» и «», повествующие о сложных судьбах этих самородков из народных низов, где звучат их потрясающие стихи и написанные на них песни. Тут же уместно упомянуть и интересную постановку по самому, наверное, таинственному произведению неизвестного автора «Чёрная книга» («Московская легенда»), которая может составить конкуренцию с его «Мастером и Маргаритой». Перед зрителями предстаёт Бес Московский, натворивший немало разных дел. Близки историческая, патриотическая тематики, которым, на наш взгляд, нынешние театры не уделяют должного внимания. К 9 Мая есть прекрасная работа «Спасибо деду за Победу!», основанная на реальных фронтовых письмах. К 800-летию со дня рождения великого князя поставили спектакль о его подвиге. Не забыли и про детей - будущее России. Для них тоже имеется ряд постановок. - Одним словом, вы универсалы! Наверное, в этом кроется секрет успеха? - Думаю, не только. Когда после краха СССР театры, как и искусство в целом, были предоставлены сами себе, оказавшись без господдержки, многие коллективы не удержались от соблазна и начали в буквальном смысле «торговать телом», оголяя актёров, чтоб привлечь «на живца» растерявшегося зрителя. Или начали экспериментировать с классиками, порой находя в них такое, отчего те, что называется, в гробу переворачиваются. Были попытки и нас перекупить, мол, название оставьте, только репертуар поменяйте... Даже не рассматривали такие варианты, предпочитая иногда затягивать туже пояса и доносить до зрителя выстраданную истину, доставшуюся русскому народу дорогой ценой. Наш творческий коллектив насчитывает чуть больше 40 актёров. Много талантливой молодёжи, но есть и ветераны сцены, получившие высокую оценку государства - звания заслуженных артистов России имеют , Татьяна Белевич, сам я заслуженный деятель искусств России. - Насколько мне известно, вы тесно связаны с … - А как же! Являюсь членом Художественного совета ГУ МВД России по , чем очень горжусь. Тёплые отношения у нас сложились с ветеранами спецподразделения «Альфа». Не раз приглашали на наши представления вдов и членов семей погибших при выполнении служебного долга офицеров. Будем рады видеть в гостях и ваших читателей. Несмотря на ограничения, продолжаем работать, ставить спектакли с учётом необходимых предупредительных мер. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Никита Астахов - актёр, режиссёр, сценарист, художественный руководитель Русского духовного театра «Глас», заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Родился 1 мая 1943 года. В 1967-м окончил Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина. Работал в Московском театре им. Владимира Маяковского, в 1970-м перешёл в Литературный театр ВТО, затем - в Москонцерт. Во время деятельности в Литературном театре сформировалась основная линия творчества Астахова - возрождение русской духовности. Позже совместно с актрисой Татьяной Белевич создавал литературно-концертные программы духовного содержания, завоевал огромную популярность у зрителей проникновенностью и искренностью исполнения. Одной из таких программ стал «Праздник души» по рассказам Василия Шукшина, где принимал участие ансамбль «Золотое кольцо» . В 1989 году создал Русский духовный театр «Глас».

Призвание - одухотворять
© МВД МЕДИА