Войти в почту

«Проблем будет много»: мэр Шелест поддержал достройку гидроузла в Омске, но с ним не согласны эксперты

Напомним, в Омске стартовал аукцион на завершение строительства Красногорского водоподъемного гидроузла. Речь идет о первом этапе работ, который предусматривает строительство сооружений левого берега и судоходного шлюза, а также необходимого для их функционирования комплекса вспомогательных сооружений, инженерных сетей и систем.

«Проблем будет много»: мэр Шелест поддержал достройку гидроузла в Омске, но с ним не согласны эксперты
© Новый Омск

Работы должны провести до августа 2024 года, на них из федерального бюджета выделяется 4 млрд руб. Второй этап включает в себя строительство русловой низконапорной плотины и создание водохранилища. Предполагается, что первую очередь Красногорского гидроузла достроят за счет федеральных средств, а заканчивать строительство будет уже региональное правительство. Всего на достройку объекта нужно 10 млрд рублей.

Ожидается, что появление гидроузла «обеспечит гарантированное водоснабжение Омска и поможет поддерживать уровень воды в реке Иртыш на должном уровне».

Сегодня по поводу достройки гидроузла высказался мэр Омска Сергей Шелест — ранее вопрос об этом ему задавал омский эколог Сергей Костарев в инстаграме. «Вы как руководитель водоканала должны знать, какие проблемы принесет Красногорский гидроузел омичам в целом и системе водоканала в частности», — сообщил тогда он.

Шелест пояснил, что гидроузел — это «инструмент», который поможет вернуть минимальный уровень воды в Иртыше в районе Омска до природных отметок.

«Подчеркиваю, до природных отметок, каким они и были до начала 60-х годов XX века. Это примерно 69 метров над уровнем моря по Балтийской системе высот. Об этом говорят данные многолетних наблюдений, имеющиеся в ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС».

Именно на этот уровень рассчитаны водозаборы Водоканала, промышленных предприятий. С учетом именно этого минимального уровня спроектированы практически все омские мосты, причалы, дюкерные переходы, набережные. Деятельность человека (строительство каскада водохранилищ в Казахстане, добыча песка и пр.) привела к тому, что уровень воды в летне-осеннюю межень у нас нередко падает до отметки 67 метров, а иногда и ниже. При этом имеется тенденция к ухудшению.

Чем это опасно? В перспективе могут возникнуть серьезные трудности с поставками питьевой воды. Последствия этого никому объяснять не надо. Из-за снижения уровня воды понемногу начинают разрушаться опорные конструкции тех же мостов, причалов и набережных. Реконструкция или капитальный ремонт всех этих объектов обойдется дороже, чем строительство гидроузла. Так что в этом смысле альтернативы гидроузлу нет», - написал мэр.

По его словам, угрозу природе гидроузел не представляет, угрозы дополнительного подъема воды тоже нет, привел в пример два подобных гидроузла, спокойно работающих в центре Москвы и казахстанском Петропавловске, и коротко резюмировал: «Гидроузел нужен».

Однако Сергей Костарев сообщил, что без гидроузла Омску не грозит дефицит воды в Иртыше.

«Первое — уровень не измеряется в объемах. В Омске же произошла просадка уровня из-за добычи песка и углубления дна.

Второе — сильного снижения объема попросту нет. Начиная с 70-х годов, как видно на графике, средний объем стока практически постоянен за период естественного цикла. Да, строительство плотин в Казахстане шестьдесят лет назад изменило режим, но никакой угрозы недостатка воды нет.

Еще добавлю: Омская область потребляет меньше 1,5 процентов стока — воды из Иртыша нам хоть залейся, а вот проблем от гидроузла будет много», — написал Костарев в своем телеграм-канале и привел в пример график годового стока.

«Ваше основное утверждение: гидроузел поможет вернуть минимальный уровень воды в Иртыше в районе Омска до природных отметок, каким они и были до начала 60-х годов XX века. И вы дальше поясняете, что такое нужно, потому что на этот уровень рассчитаны водозаборы Водоканала. А разве водозабор не делался в 1974 году, когда уже построили каскад водохранилищ и проблемы с падением уровня Иртыша уже были?» - сообщил Костарев.

Он ссылается на работу об этом инженера-гидротехника Василия Фисенко. «Фисенко же, кстати, предлагал простейший способ поднятия уровня в районе Омске – перестаньте добывать песок и убирать наносы в русле, через 10-15 лет река сама восстановит уровень. Лично я могу добавить еще более быстрый метод – сделать подпорные перекаты, что и предлагалось почти двадцать лет назад», — пояснил Костарев, отвечая мэру.

При этом эколог обозначил ряд проблем, которыми для Омска может обернуться строительство гидроузла.

«Из-за плотины город лишится водоснабжения на период созревания водохранилища (примерно на 10-15 лет). Смотрите заключение НИИ гигиены по проекту.

На территории города создастся аварийная ситуация на дюкерных переходах магистральных трубопроводов из-за изменения русла (неконтролируемая просадка).

Произойдет «загнивание» в летнюю межень воды в устье Оми (история знает такие примеры).

Нужно будет переносить рассеивающий выпуск с очистных сооружений Водоканала, что обойдется в миллиарды денег (вам бы не знать).

Возможны чрезвычайные ситуации во время ледохода, так как на гидроузле неизбежно образуются заторы.

… и можно еще дальше перечислять проблемы, в том числе, фактическое прекращение судоходства выше плотины», — считает Костарев.

Не поддерживают строительство гидроузла и другие эксперты. В частности, по мнению речников, из-за гидроузла может пострадать экономика судоходных предприятий, так как проход через шлюз вряд ли будет бесплатным.

«Гидроузел начали строить ниже по течению Иртыша. В таком случае течение уменьшится, вода начнет цвести. Для пароходства это станет проблемой. Потому что наш затон находится в поселке Солнечном. И все суда наши, в том числе и нефтеналивные, будут стоять ближе, чем Красногорский гидроузел.

Чтобы его пройти, понадобится пройти шлюзы и только потом попасть на причалы нефтезавода. Скорее всего, это будет небесплатно. А это убытки для нашего предприятия и для других судоходных организаций», — сообщил «Омск-Информу» начальник отдела судового хозяйства Иртышского речного пароходства Павел Евтин.

Сергей Костарев также добавил, что пишет о гидроузле, потому что знаком с этим вопросом. «В 2001-2003 годах, довелось мне быть директором технического бюро международного проекта по Иртышу, а с момента образования в 2009 году являюсь еще и членом Бассейнового совета Иртышского бассейнового округа, легального органа государственной системы управления по воде. И ссылаюсь я на мнения и заключения экспертов, а не на домыслы», — добавил он. Эколог предлагает обсуждать проблему достройки гидроузла на публичной дискусии.