Как в позднем СССР пытались возродить высокое искусство

В позднем СССР появилось новое направление искусства, которое можно было бы назвать «неоренессансом». Это была попытка создать новое, опираясь на опыт эпохи Возрождения. В истории искусства уже были примеры такого рода, например, прерафаэлиты, но здесь мы встречаемся с чем-то совершенно иным. Прерафаэлиты обратились к кватроченто (период Раннего Возрождения (1420-е - ок. 1500), а так же к различной мифологии. Творения неоренессанса более реалистичны и обращены к более позднему Высокому Возрождению, итальянскому и немецкому.

Как в позднем СССР пытались возродить высокое искусство
© Свободная пресса

Возможно, в живописи самый яркий представитель данного направления - Лариса Кириллова. Она - член-корреспондент АХ СССР, член Санкт-Петербургского союза художников, директор Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея. Её произведения находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, в художественных музеях и частных собраниях в России и за рубежом. Картины Ларисы Кирилловой демонстрируют прекрасных женщин и мужчин в обычной бытовой обстановке в квартирах, типичных для городов Советского Союза 1970-1980-х годов, или занятых трудом. Она обращается к таким темам, как труд и материнство. Нам не дано знать, как и где, в каких мирах будущего, отзовутся наши слова. Если, конечно, они вообще зазвучат...

В музыке крупным представителем этого направления был Владимир Вавилов - композитор и лютнист, а также автор многочисленных музыкальных мистификаций. Лишь спустя годы после смерти Вавилова стало ясно, что он был композитором, а его произведения обрели бессмертие.

Открытия начались после исследования грампластинки «Лютневая музыка XVI—XVII веков», выпущенной в СССР в 1970-м году. Вавилов отдал авторство одного из исполненных им и записанных на ней произведений - Канцоны - итальянскому композитору XVI столетия Франческо Канова да Милано. Однако, исследователи творчества да Милано не нашли в каталоге произведений композитора ни одного похожего на то, что исполнял Вавилов. Схожие проблемы возникли с «AveMaria», приписанной Джулио Каччини, итальянскому композитору XVI—XVII веков. Исследователи этого сочинения, утверждают, что оно не могло быть создано во времена Каччини.

Дочь Владимира Вавилова, Тамара, отвечая на вопросы исследователей, сказал: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией „Вавилов“ никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии…»

Впрочем, гениальное сочинение Вавилова, Канцона, которое легло в основу песни «Город золотой...» все же использует некоторые музыкальные фразы из Фантазии-30 Канова да Милано. Возможно, это было одной из причин, почему Вавилов не стал использовать свою фамилию и благородно отдал авторство итальянцу. К сожалению, черновики сочинений Вавилова не найдены.

Можно ли назвать книги писателя-фантаста Ивана Ефремова творениями неоренессанса? Это было бы слишком амбициозным заявлением для автора данной заметки, тем более, что творчество Ефремова содержит в себе не только европейские мотивы. И все же, в любви писателя к античной Греции, к ее мудрости, к древнегреческому искусству и пластике тела, несомненно можно обнаружить влияние эпохи Возрождения.

Автор этих строк не является искусствоведом, он лишь способен получать удовольствие от произведений искусства, направленных на поиск красоты и истины бытия. В мире победивших черных квадратов и невнятных абстракций, выдающих себя за искусство, творчество таких людей, как Кириллова и Вавилов стало для него глотком свежего воздуха. В мире, который, кажется, стал стесняться эмоциональной силы, духовной глубины и физического здоровья, их произведения неизбежно станут путеводной нитью для подлинных художников будущего.