Антоша Чехонте и мишки Тедди
В основу спектакля легли рассказы: "Пропащее дело", "Длинный язык", "Тина" и пьеса "Медведь", в которых еще молодой писатель уже проявил свой характерный стиль тонкого юмора, смехотворного до грусти и грустного до смеха. Совпадение возраста автора и новичков-артистов, разыгрывающих водевильные происшествия, наградил постановку особым азартом и градусом молодости. Сверкание молодых лиц, большой исполнительский энтузиазм участников отсылали к ощущению удачного выпускного экзамена в театральном ВУЗе. Уморительно умилительный спектакль, который часто вызывал хохот в зале, получился эдаким перевёртышем смыслов. В названии спектакля "(Не)смешно" заложена двоякость восприятия происходящего на сцене. Близкое соседство высоких чувств и обывательских страстишек Александр Марин расплавил в единый комичный контекст, расставив всё же нужные акценты для зрительской мысли. Режиссер также подчеркнул, так сказать, все толстые намеки, роднящие классику с сегодняшним днем. Первый сюжет чеховских новелл режиссер-постановщик поместил в подвал. Герой, молодой артист, назначает свидание барышне на складе театральных декораций. Символично, потому что сама старая "Табакерка" находится в таком подвале, ставшем "богемным" приютом комедиантов обожаемого Олег Палыча. Когда-то три "Т" – Табаков+Талант+Театр – создали новую труппу, вдохновленную и воспитанную Мэтром Табаковым. Место действия логично обосновало режиссерскую идею и драматургическую линию развития спектакля. Героиня (Арина Долгих), попав в магическое зазеркалье театрального закулисья, где свалены костюмы и декорации, втягивается в игру перевоплощения. Она становится бенефицианткой, исполнительницей всех главных женских ролей, выстраивая сценическую композицию несвязанных по сюжету чеховских миниатюр. Этот прием надстроил новую сюжетную линию, историю молодой актрисы провинциального театра, параллельно читаемую зрителем. Принцип "театра в театре" навел легкий флер "Чайки", Нины Заречной. Партнеры-мужчины главной героини оказались очень выразительными: порывистый Павел Шевандо (неудачник-актер); Павел Чернышев, сделавший своего любезного официанта ярким персонажем второго плана; убедительный Никита Уфимцев (Сокольский). Севастьяну Смышникову было труднее всех. Ему и режиссеру пришлось серьезно ломать стереотипы, во всяком случае, тех зрителей, кто знаком с фильмом Исидора Анненского "Медведь". Нестареющая комедия с Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской надолго засела в зрительском сознании. Тем более, дело актерско-режиссерской чести переубедить зрителя. Изящный Смышников и его образ помещика Смирнова разительно отличался от отставного поручика артиллерии Жарова, нахрапистого типа, дуэлянта, забияки, любителя водки и женщин. Режиссерское решение в данном прочтении - появление маленького, а потом большого плюшевых мишек на сцене. Популярная игрушка нашего времени Мишка Тедди перекинула мост из эпохи Чехова в XXI век и мгновенно нарисовала истинный образ человека, требующего немедленно вернуть долг. Мягкий материал – податливый характер, счастливый конец. Да, в версии Марин-Смышников герой называет свою фамилию, делая ударение на первом слоге СмИрнов. Легкий жанр всегда труден в воплощении. Опасности потерять комедийную искрометность, перейти на плоские шутки и пересолить безвкусицей, думается, были преодолены командой достойно. Спектакль "(Не)смешно" по своему сценическому языку и исполнительским находкам выглядел современно и оригинально. Все исполнители – выпускники Школы Олега Табакова.