Войти в почту

В Минске прошел Рождественский оперный фестиваль

Фестиваль возобновился после вынужденной паузы, возникшей в прошлом году из-за ограничений. По этой же причине с 2018 года не проводился и международный вокальный конкурс, который теперь состоится в в следующем году. Премьера фестиваля "Самсон и Далила" Сен-Санса стала вторым режиссерским проектом солистки Большого театра , которая работала над постановкой в сотрудничестве с художником Этель Иошпой и дирижером Олегом Лесуном. Причем Оксана Волкова рискнула совместить роли режиссера и исполнительницы титульной партии. По ее признанию, она была готова отказаться от выступления на премьере из-за физическо-эмоциональной перегрузки и уступить место коллегам, но в Минск съехалось слишком много желающих услышать ее в партии Далилы. Спектакль, визуально решенный с использованием мотивов живописи Климта и модернистской эстетики рубежа веков, продемонстрировал качество исполнительских и технических ресурсов театра, конкурентоспособность с оперными компаниями Европы. Партию Самсона на фестивале исполнил один из ярких лирико-драматических российских теноров .

В Минске прошел Рождественский оперный фестиваль
© Российская Газета

Еще одной работой Оксаны Волковой на этом фестивале стала одноактная опера "Виллисы" Пуччини, первый шедевр композитора, все еще остающийся репертуарным раритетом в тени "Турандот" и "Тоски". В красивейшей партитуре "Виллис", появившейся не без влияния знаменитого балета "Жизель", еще слышны связи с Верди, но уже отчетливо формируется гармоническая роскошь стиля будущих "Манон Леско" и "Мадам Баттерфляй". Созданный как дипломный спектакль в том же творческом союзе с художницей Этель Иошпа, спектакль произвел впечатление многомерностью найденного символа - бабочки. Вдохновившись крылышками виллис - фантастических существ, призраков невест, умерших до свадьбы, постановщики предложили взглянуть на хрупкость красоты женского века сквозь призму жизненного цикла бабочки. В главных партиях "Виллис" под управлением дирижера-постановщика Ивана Костяхина выступили выдающееся сопрано (Анна) и лирический тенор Александр Михнюк, покоривший идеальной ровностью голосоведения.

Между спектаклями на форуме состоялся и сольный концерт мировой оперной звезды , уроженки Минска, поющей сегодня на сценах лучших оперных театров мира. После концерта певица дала мастер-класс, в котором строго разбиралась с большими проблемами вокальной педагогики.

Фото: Предоставлено Большим театром Беларуси

Достижением и эмблемой фестиваля без преувеличения можно назвать оперу "Дикая охота короля Стаха" белорусского композитора Владимира Солтана. Сохранив название повести Владимира Короткевича и одноименного популярного фильма режиссера Валерия Рубинчика, этот оперный спектакль, исполняющийся на белорусском языке, является событием национальной культуры. Написанная в 1989 году, первая из трех опер безвременно ушедшего Владимира Солтана, "Дикая охота" стала одним из ярких образцов большого оперного стиля. В ней нет и тени эпигонства, но есть тонкая апологетика стилей Прокофьева, Шостаковича и особенно Мусоргского. Все легендарные мотивы в опере Солтана, словно нити ткущегося орнамента, продолжали то рассказ Самозванца, то повествование Пимена, то историю об убиенном младенце в причудливом, искусном индивидуальном воплощении. Ощущение мистического саспенса не покидало с первой до последней ноты, обнаруживая тщательный отбор средств выражения. В историю о разбойной банде, действовавшей под прикрытием красивой, приводящей в трепет древней легенды, композитор ввел и мотивы святочных гуляний, и гротескное изображение бывшей шляхты - в духе аллюзий Шнитке, и доводящий до дрожи манящий звон музыкальной шкатулки, открывавшей двери в прошлое. Чуткость композитора к слову повести отразилось в деликатной ненагруженности оркестровой фактуры, тонкой инкрустации вокальной строки, удобной для певцов, в непрерывающейся нити музыкально-поэтического оперного дискурса. Дирижер создавал суггестивную интерпретацию, державшую в напряжении весь зал. Режиссер Анна Моторная (чья постановка "Фауста" Гуно также была в афише фестиваля) покорила своим владением пространством большой оперной партитуры, которой она сумела найти соразмерный масштаб на сцене Большого театра. Завораживающая эстетика кино-павильона (художник-постановщик Андрей Меранков) в сценографии делала из оперы на тему острого противостояния исторического прошлого и настоящего белорусских земель настоящий блокбастер.

Справка "РГ"

Минский международный Рождественский оперный форум проводится в Большом театре Беларуси с 2010 года. Цель форума - показ новых постановок с участием белорусских солистов и приглашенных певцов и дирижеров, а также гостевые спектакли ведущих оперных театров. В разные годы на форуме были представлены спектакли Латвийской национальной оперы, Московского театра Новая Опера, Музтеатра Станиславского и Немировича-Данченко, Софийской оперы, Михайловского театра, Национальной оперы , Одесской оперы и др. География фестиваля охватывает более 20 стран. С 2014 по 2018 годы в рамках оперного фестиваля проводился Минский международный Рождественский конкурс вокалистов (среди лауреатов конкурса , , Рамиз Усманов, Тигран Оганян, Ксения Нестеренко, Зарина Абаева, , Михаил Малафий, Константин Сучков, , Сергей Кайдалов, Саргис Бажбеук-Меликян).