Омские студенты создают мультики для театров
Шаманский костёр, январь на ходулях и мультфильмы посреди спектакля. В "Галёрке" представили новогоднюю премьеру, в создании которой участвовали студенты музыкально-педагогического колледжа. Историю Настеньки, которую 31 декабря отправили за подснежниками, знают взрослые и дети. Однако в театре "Галёрка" её попробовали преподнести по-новому - свежо и зрелищно! Режиссёром-постановщиком спектакля "12 месяцев" (0+) стал Артём Савинов, художник-постановщик - Светлана Пузырёва. Зимние месяцы перед зрителями предстанут величественными и строгими гигантами. - Это даже не люди, а некие существа ростом не меньше двух с половиной метров. Они все молодые. И костюмы! Зимние месяцы - бело-синие и серебряные. Весенние - зелёные всех оттенков. Лето - оранжевые, красные, бордовые. А осенние - от жёлтого до золотого. Голоса у них тоже космические, необычные, - рассказал заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, основатель и художественный руководитель Омского драматического театра "Галёрка" Владимир Витько. Владимир Витько Сценическое действо разбавлено анимацией, чтобы увлечь самых маленьких зрителей. Владимир Витько отмечает, что это настоящие мультики в спектакле. Их нарисовали студенты Омского музыкально-педагогического колледжа. На премьере они волновались больше, чем актёры. - Это как экзамен! Интересно увидеть, как отреагируют зрители. Я надеюсь, что будет тихо, и все будут заинтересованы происходящим. Мы попытались передать характеры персонажей. Через зверей, через их движения. Я анимировала белку и ворону, - поделилась студентка специальности "Анимация" Омского музыкально-педагогического колледжа Виктория Котова. - Такая работа немножко волнительная, но не такая сложная, потому что весь процесс полностью отслеживался режиссёром. Я рисовала ёлочные игрушки, зайца, когда они прибегают с кроликами, принцессу. Ещё я сделала пролёт вороны, когда она летит над лесом. Крылья вороны - мои! - Я из 60-70-х годов, даже раньше, поэтому для нас мультики! Ребята проявили какие-то чудеса фантазии! Они придумали загадки для зрительного зала. Сочинили так наглядно, все персонажи у них смешные. В общем, очень хорошо совпало по творчеству, и это замечательно, - отметил он. - Как раз самое дорогое и ценное, что это сделали наши студенты. Я думаю, что мы только в начале пути. Ведь это не последняя сказка, не последний спектакль, который мы делаем совместно. Может, мы придумаем что-то ещё совершенно необычное, оригинальное и ни на что не похожее, - отметил он. Идея сотрудничать с театром и привлекать студентов к творческой работе пришла в голову преподавателю специальности "Анимация" Денису Астанину. Он рассказал, как в Омске можно получить такую редкую рабочую профессию - художника-мультипликатора. - Как вы пришли к сотрудничеству с театром? - Возникла такая идея - соединить театр и анимацию. Причём мы так удачно попали, что как раз шли репетиции детского спектакля. А это же ведь наша тема - мультипликация! И вот, видимо, звёзды так сошлись, что наши ребята на практику вышли и спектакль готовился. Мы попали в нужное место. - Идея пришла во время просмотра спектакля в "Галёрке"? - Нет! Сама идея - соединить живую игру актёров и компьютерную мультимедиа, появилась года два назад. Но не было технических возможностей. Сейчас в сотрудничестве с театром она появилась. Появилась также возможность реализовать анимацию на сцене, что мы, собственно говоря, и сделали. - Сколько времени понадобилось, чтобы нарисовать всю анимацию к спектаклю? - Две недели! Это очень ограниченный срок. Это была такая практика. Но мы расписали дни, чётко поставили задачу: что мы делаем на первой неделе, что - на второй, благодаря этому и успели. - У ваших студентов был полёт фантазии? Можно было воплощать любые идеи или было чёткое ТЗ? - В "Галёрке" есть талантливые режиссёры, актёры, которые ставят грамотные технические задания для наших мультипликаторов. Ребята, уже понимая чёткую задачу, рисуют необходимые мультики. Наша анимация помогает погрузиться в спектакль. Конечно, она не заменяет спектакль, она только лишь добавляет красочности и ярких моментов в спектакль. - Расскажите про ваших студентов. Когда вообще появилась эта специальность и насколько она востребована? - Специальность "Анимация" (по видам) открылась в 2017 году по инициативе директора колледжа Светланы Студеникиной. Колледж стал первым учебным заведением за Уралом, в котором можно получить такую редкую рабочую профессию, как художник-мультипликатор. Свою дипломную работу я делал с дизайнерами. Тогда это были просто эксперименты, и с 2003 года я начал изучать техники анимации. Получается, что в 2017 году эти эксперименты и выросли не просто в увлечение, а в появление отдельной специальности. - Что должен уметь абитуриент, чтобы поступить в колледж? Рисовать, обладать навыками работы на компьютере? - При поступлении учащиеся начинают работать на кальке, выполняя анимацию по шаблонам старых мастеров. Затем в программе идёт изучение 2D-технологий. Со второго курса они переходят на 3D-программы, профессиональный монтаж и режиссуру. Таким образом, на учебных и производственных практиках студенты могут выполнять самостоятельные анимационные фильмы. - Учёба коммерческая? - Первый набор был исключительно коммерческим. Но уже в 2018-2019 годах были набраны бюджетные группы. Интерес к специальности только возрастает. Если первый выпуск был только 9 человек, то сегодня на первом курсе обучаются 64 студента. Проходной балл аттестата составил 4,4 балла, что является очень высоким показателем. Многие выпускники-аниматоры продолжают учёбу в Москве и Санкт-Петербурге. Многие остаются работать в родном городе. Сразу четыре специалиста трудятся на телеканале "Продвижение" в Омске видеоинженерами. Фото: пресс-служба "Галёрки", Денис Астанин