Как патриарх Никон добился влияния и его лишился
Ровно 355 лет назад, 22 декабря 1666 года, церковный суд вынес приговор патриарху Никону. Он был единственным крестьянином, которому удалось добиться высшей власти в стране, а его церковная реформа полностью изменила общество. Родился Никита Минин, будущий патриарх Никон, 17 мая 1605 года в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом. По достижении им 12 лет отец решил отправить его в Желтоводский Макарьев монастырь. Семь лет Никита обучался там грамоте и Священному Писанию, но сам монахом не стал. А вернувшись по настоянию семьи домой, он женился и получил низший священнический сан - стал иереем. Уже два года спустя московские купцы, впечатленные красотой проводимых служб и начитанностью сельского батюшки, попросили назначить его в московскую церковь. Но в 1635 году, после смерти всех детей, он решает уйти в монастырь и принимает постриг в Свято-Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Тогда он и получает имя Никон, под которым войдет в историю. В Соловецком монастыре Никон тоже надолго не задержался. Прожив там четыре года, он убежал и был принят в Кожеозерском монастыре. А спустя еще четыре года стал там игуменом. Тогда каждый вновь назначаемый игумен должен был предстать перед царем. Явился к Алексею Михаилоичу и Никон. И такое он произвел на государя впечатление, что тот решил оставить его в Москве, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря. Между ними практически сразу завязалась тесная дружба. Никон быстро достиг высшей ступени в Русской православной церкви. И затеял реформу, которая в итоге привела к расколу и появлению старообрядцев. Это было в тот период, когда в России боролись с влиянием иностранцев-католиков, множество вкоторых съехалось в страну во времена Смуты, и одновременно восстанавливались отношения с греческой церковью, прежде всего с Константинопольским патриархом. Его представители, прибывшие в Москву, обнаружили в используемых в России церковных книгах множество искажений. Было решено внести изменения в богослужебные книги и некоторые обряды для их унификации с греческими. Тогда же Никон предписал совершать крестное знамение тремя перстами вместо двух. Алексей Михайлович реформу поддержал. Но было и много противников изменений. Их объявили еретиками и предали анафеме. Влияние Никона на царя было так велико, что он даже вынудил его пообещать не вмешиваться в дела церкви. Но Соборное уложение 1649 года он воспринял именно как посягательство на свою юрисдикцию. Документ содержал статьи, ставящие церковь, ее имущество и доходы под контроль государства. Отношения с царем начали портиться, и в конце концов Никон в знак протеста покинул патриарший престол и Москву, рассчитывая, что Алексей Михайлович через-какое-то время попросит его вернуться. Но этого не произошло. 22 декабря 1666 года в церкви Благовещенья Чудова монастыря состоялся церковный суд. По его решению за вмешательство в государственные дела и злоупотребление анафемой Никон был низвергнут из сана и сослан простым монахом в Ферапонтов монастырь. Но Алексей Михайлович и после этого хорошо относился к Никону, пишет издание "ГлагоL". Его перевели под более строгий надзор только после смерти царя.