В галерее "Виктория" представлена ретроспектива политического искусства за 100 лет

Левое искусство исходит из двух позиций: критики существующего порядка и убежденности в возможности перестройки мира. Его история тесно связана с глобальными политическими процессами - развитием коммунистического интернационала, итогами Второй мировой войны, развитием индустриального общества и движением за права человека. При этом грань между искусством и жизнью практически стирается. - Мы говорим о левом искусстве как о борьбе за равенство и социальную справедливость в форме революции, - рассказал куратор выставки Сергей Баландин. - Нас интересует образ толпы и массовых восстаний. Даже куклы-неваляшки в видеоработе Анны Ермолаевой "Пытаюсь выжить" бьются и олицетворяют революцию. Экспозиция условно разделена на две части. В первой сконцентрированы произведения современных российских художников, видеоматериалы, картины времен советской истории и 2000-х годов. Во второй представлены международные работы на тему революционных массовых восстаний. Эта часть более историческая, экспонаты для нее предоставлены Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственным музеем современной истории России (до 1991 года - Музей революции). Также некоторые произведения взяты из собраний Московского музея современного искусства, Государственного музея В.В. Маяковского и фонда Stella Art Foundation. Здесь же можно увидеть советские книжные издания 1910-1920-х годов, в которых опубликованы политические рисунки и цитаты из газет западных стран. - Заглавная работа выставки - неоновая вывеска Юрия Альберта Kunst Macht Frei ("Искусство делает свободным") 2004 года, - продолжает куратор. - Она отсылает к надписи на воротах нацистского концентрационного лагеря в Дахау Arbeit Macht Frei ("Труд делает свободным"). Понятно, что труд, делающий свободным человека в концлагере, - это горькая ирония. Альберт пишет слово "искусство", говоря о современном капитализме, в котором самовыражение является формой свободы. Но на самом деле эта свобода - лишь инструмент манипуляции. Никакой свободы нет, человек всегда эксплуатируется и оказывается в каких-то рамках. Победивший социализм не позволяет оценивать себя критически, поэтому левое искусство в России иронизирует само над собой. На выставке собраны фотографии с акций арт-группы "ТОТАРТ", лозунги которых рассказывают об ощущении несвободы в стране. При этом такие мероприятия проводились в свободных от идеологического контроля пространствах - в квартирах художников или за городом. Искусство современной России представлено в работе Артема Лоскутова "Лучше бы работать шли". Это девиз Монстрации (акции, пародирующей официальные первомайские парады), проведенной в Москве в 2011 году. - Во времена заката СССР у нас активно действовало "Самарское общество дураков", - напомнил Баландин. - Члены организации себя художниками не считали, но сейчас их работа вполне могла бы быть арт-пропагандой. В 1991 году они присоединились к колонне на первомайской демонстрации и прошли путь от Комсомольской площади до площади Куйбышева. Политическое искусство Запада нашло отражение в мексиканской графике (Диего Ривера, Леопольдо Мендес), итальянской живописи (Ренато Гуттузо), немецком конструктивизме (Герд Арнц), французском кубизме (Фернан Леже), венгерском монуметализме (Бела Уитц) и работах многих других авторов. Эти художники поддерживали революционные движения первой половины ХХ века, связанные с Октябрьской революцией и победой СССР во Второй мировой вой-не. К примеру, Ренато Гуттузо был членом подпольной коммунистической партии и участником сопротивления 1943 года, борющегося за свержение Бенито Муссолини и власти фашистов в Италии. Образ демонстраций и митингов присутствует также в видеодокументах массовых протестных акций. Зрителям представлена часть документального фильма 2006 года Дмитрия Виленского "Протестный матч" о судьбе политического инакомыслия в России 2000-х, репортажи с акции "Баррикада" 1998 года и "призрачного митинга" группировки "Радек" 2002 года, новостная хроника захвата музейного зала с картиной Рембрандта "Ночной дозор" и студенческого марша в Амстердаме 1969 года. - Видео "Урожай" современных нидерландских художников интересно перекликается с неваляшками Анны Ермолаевой, - отметил куратор выставки. - Куклы борются, в конечном счете падают со стола и исчезают. В "Урожае" полицейские избивают оливковые деревья, которые в свою очередь сопротивляются, своеобразно трясутся и шумят. Оба видео передают образ подавления восстания. Завершает экспозицию зал, в котором можно увидеть видео Дмитрия Венкова "Кризис". В нем разыграны по ролям комментарии в соцсетях под постом художника Юрия Альберта о сносе памятника Владимиру Ленину в Киеве в 2013 году. Участники ролика дискутируют о судьбе пропагандистского искусства и его нынешнем положении в мире, фашизме и социализме, идеализме, этике и так далее. Галерея "Виктория" не только музеефицирует искусство борьбы за свободу, но и предлагает посетителям забрать с собой часть понравившейся тиражной графики советских, американских и мексиканских художников. Тем самым зрители получают сувенир на память и продолжают распространять левое искусство. Так поддерживается грань между эстетическим и политическим. Выставка продлится до 23 января.

В галерее "Виктория" представлена ретроспектива политического искусства за 100 лет
© СОВА