103 предка Есенина. В библиотеке Академического района создали генеалогическое древо поэта

Заведующая библиотекой № 186 имени С.А. Есенина в Академическом районе собрала наиболее полное генеалогическое древо поэта – в него вошла информация о 103 предках, а еще воспоминания близких и его самого о разных периодах жизни.

103 предка Есенина. В библиотеке Академического района создали генеалогическое древо поэта
© Твоя Газета

Свое исследование жизни Сергея Есенина Ирина Булгакова начала уже возглавив библиотеку. Но именно по ходу работы прониклась не только стихами поэта, но и его биографией. Все началось с организации тематических выставок. Сначала одна, потом другая. Вскоре втянулась и не могла представить свою жизнь без Есенина и библиотеки, и даже получила второе высшее образование как педагог- библиотекарь. По первому образованию Ирина Владимировна – юрист. «В первые три года работы в Библиотеке, я читала только книги по есенинской тематике. Все свободное, отпускное время я уделяла трудам первых есениноведов – Юрия Прокушева, Николая Юсова, Натальи Шубниковой – Гусевой, Сергея Кошечкина. Меня настолько увлекла личность поэта, что я забывала о сне и отдыхе», - призналась Ирина Булгакова. Генеалогическое древо Изучив биографию писателя, Ирина Булгакова организовала немало выставок и экспозиций о жизни поэта, ежегодно принимала участие в международных конференциях, посетила много музеев, посвященных жизни и творчеству поэта. Однако, ни в одном из них не было подробной информации о предках поэта. В какой-то момент информации стало настолько много, а также появились научные статьи по соответствующей тематике. Изучив их, возник замысел создать генеалогическое древо Сергея Есенина, аналогов которому до сих пор не существовало. Древо рассказывает о 103 предках великого поэта (63 из рода Есениных, и 40 из рода Титовых по материнской линии). За 90 лет есениноведения ничего подобного представлено не было. Особую ценность имеет художественное оформление древа. «Обычно генеалогическое древо представляют в виде дубов и ясеней, но в поэзии «певца русской деревни» они упоминаются редко. В процессе поиска появилась идея запечатлеть две линии поэта – материнскую (Титовых) и отцовскую (Есенина) в виде переплетенных ветвями березы и клена, образы которых пронизывают все творчество поэта», - поделилась своей задумкой Ирина Владимировна. Источниками древа стали «Летопись жизни и творчества Есенина», представленная в пяти томах, семи книгах, материалы научного сотрудника Есенинской группы Института мировой литературы имени Максима Горького Ниной Солобай, статьи историка –генеалога Светланы Ковалевой и работы научного сотрудника Музея – заповедника в Константинове Ольги Аникиной. Генеалогическое древо, оформленное мастером декоративно-прикладного искусства Олесей Танченко, представлено на стене в гостиной библиотеки и на интерактивном экране. С помощью led-панели можно более подробно ознакомиться с семьей поэта, кликнув по интересующей персоне. Сейчас Ирина Булгакова готовит к выходу книгу о жизни Сергея Есенина и его родственниках.

Жизнь и творчество Есенина Есенин очень интересно рассказал о своей жизни в автобиографии. Он писал о том, что с двух лет воспитывался зажиточным дедом по материнской линии, с которым прошла вся жизнь поэта. Особенно он упоминает о дядях. «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. С трех с половиной лет они садили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень держался за холку», - писал в автобиографии Сергей Есенин. Вспоминает поэт и то, как дядька Саша учил его плавать: «Брал в лодку, отъезжал от берега и, как щенка, бросал в воду с криками «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» - «Стерва, у него было слово ласкательное». «После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям», - вспоминает поэт в автобиографии. одители Есенина друг с другом не ладили. Мать, Татьяна, - плясунья, певунья, первая красавица на селе ладно управлялась с хозяйством, помогали ей дочери Александра и Екатерина, а вот отец, наоборот, был очень скромным человеком, - такой сельский интеллигент. «Это был читающий человек, Александр Никитич не пил, не сквернословил, часто любил сидеть и смотреть в окно. Деревенская жизнь давалась ему тяжело, т.к. большую часть своей жизни он провел в городе, на заработках. Даже, когда узнал, о том, что его жена забеременела от другого, как, говорили в селе не побил ее и не скандалил. Внебрачного ребенка - Александра Разгуляева, мать Есенина родила от мужчины, с которым, как она сама признавалась, познала «ласку и любовь». Однако отношения продлились не долго, и она вернулась в семью, отдав ребенка своей подруге Екатерине Разгуляевой», - продолжает рассказ Ирина Булгакова. По ее словам, Сергей Есенин сначала не принимал «сводного» брата, ревновал, особенно, когда узнал, что мать приезжала в Москву и помогала деньгами, которые переслал Сергей своей семье. Александр работал на железной дороге и «имел некое стеснение в средствах». Но с возрастом он признал брата и обещал во всем помогать ему. Что касается самого поэта, то по его собственным признаниям, он начал писать стихи довольно рано: с 9 лет. Однако наиболее осознанные написаны уже в 16 – 17 лет. В это время его лирика представляет собой невероятно образные деревенские зарисовки о любви к природе. В первом его рукописном сборнике «Больные думы» сильно отразилось народное творчество. «Из писем Есенина 1911- 1913 годов становится понятно, что жизнь поэта не была в то время сладкой. В эти годы он пишет свои знаменитые стихи о любви ко всему живому - «Выткался на озере алый свет зари», «Береза», «Темная ноченька, не спится» и другие. В них проглядываются темы Родины и приближающейся революции, а также христианские мотивы», - рассказала Ирина Булгакова. По ее словам, в этот период он знакомится с Александром Блоком и Сергеем Городецким, которые сводят его с писателями и издателями. Основная жизнь поэта протекала в те времена, когда в России была революция. В дореволюционной поэзии, а в особенности в стихотворении «Тучи с ожереба» он как будто предсказывает революцию – преображение России «через муки и крест» и гражданскую войну. Поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Эта идея в последующем приведет его к имажинизму. Есенин считал, что люди, животные, растения и предметы, это дети одной матери – природы.

Во время революции творчество Есенина меняется, он считал события 1917 года духовным переломом и переоценкой всех ценностей. Им создаются 10 небольших поэм «Певучий зов», «Преображение», «Октоих», «Иония» и другие. Но наиболее значимые произведения, которые принесли поэту славу, были созданы в 1919-1920 годах. Это философичные произведения, где Есенин поднимает проблемы человеческого бытия, такие как в прозаическом произведении "Ключи Марии": "Древо на полотенце — значение нам уже известное, оно ни на чем не вышивается, кроме полотенца, и опять-таки мы должны указать, что в этом скрыт весьма и весьма глубокий смысл. Древо — жизнь. Каждое утро, встав от сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть символ очищения и крещение во имя нового дня. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листовою, что он помнит себя семенем надмирного древа и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель". Чудесные, очень образные слова С.А. Есенина.

Человек - это отображение древа: голова-крона, руки-ветви, ноги –ствол, уходящий корнями в царство подземное. Все во вселенной взаимосвязано. "Мне кажется, что каждое дерево общается со вселенной на протяжении всей своей жизни, и что деревья говорят с нами, с людьми. Надо только уметь это слышать", - пояснила Ирина Булгакова.

В последние годы творчество Есенина пронизано глубоким осмыслением себя и Вселенной. В 1922 – 1925 он создает стихи «Не жалею, ни зову, ни плачу», «Отговорила роща золотая», «Мы теперь уходим понемногу».

Последние годы жизни В поэтическом отношении это были самые насыщенные годы. Только на Кавказе было издано более 100 произведений поэта. Было много планов и надежд. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством, повесившись на трубе парового отопления в гостинице «Англетер». В гостиницу поэт приехал после психиатрической лечебницы, куда его жена Софья Толстая (внучка Льва Толстого) и друзья поместили, уговорив подлечиться.

«Я с уважением отношусь к памяти поэта. Человек пережил две революции, голод, неустроенность в личной жизни, отсутствие жилья, крушение всех идеалов, разрушение родной деревни. Но, при этом писал удивительно светлые, образные стихи. Он стал "Душой России" по меткому высказыванию Ю. Прокушева. Чтобы понять Есенина – читайте его стихи! Сквозь них вы познаете многие события его жизни!», - добавила заведующая библиотеки № 186.

Вокруг смерти Сергея Есенина ходит много легенд. По одной из них, поэт вовсе не совершал самоубийства, а суицид подстроили сотрудники НКВД, которые за ним следили в последнее время. Сторонники этой версии считают, что несмотря на признаки насильственной смерти в виде вмятины на лбу и беспорядок в номере не было заведено уголовного дела, и даже то, что Есенин никогда не останавливался в гостинице, а был принесен туда уже после своей смерти.Однако подтверждений этой версии не существует. О том, что Есенин совершил именно самоубийство подтверждает и рассказ матери, к которой во сне пришел сам поэт.

«После смерти сына мать Есенина говорила о том, что он к ней явился во сне и рассказал, что совершил суицид из-за работы. Об этом пишет Андрей Дурново. Молодой человек встречался с ней после смерти поэта в 1926 году. Пожилая женщина даже написала стихотворение про этот факт», - пояснила Ирина Булгакова.

Вместе с тем, отец Иоан (Смирнова) настоятель Храма Казанской иконы Божьей матери в селе Константиново духовник поэта, лично знавший Есенина и его семью много лет, вскоре после его гибели отслужил панихиду по полному православному канону, несмотря на то, что самоубийц не отпевают в церкви.

Ирина Булгакова уточнила, что все предположения без документальных подтверждений пока остаются версиями. А нам остается читать исследования есениноведов для того, чтобы сделать свой собственный вывод. Предлагаем в читальном зале Библиотеки №186 прочитать книги о жизни и творчестве поэта: 1. "Летопись жизни и творчества С.А. Есенина", в 5 книгах, 7 томах, издательство ИМЛИ РАН. 2. «Есенин.Обещая встречу впереди», З. Прилепин, сер. ЖЗЛ. 3. "Не умру, я мой друг, никогда". Воспоминания, статьи, речи, интервью, документы о гибели Сергея Есенина. 4. "Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников", составитель Н.И. Шубникова-Гусева. 5. «Сумасшедший корабль», О.Форш 6. «Сергей Есенин: истоки творчества», М.В. Скороходов 7. «Собрание сочинений», Г. Серебрякова, том 6.

РЕГИНА АБДРАЗЯКОВА