Войти в почту

Экология, театр, инсталляция: фестиваль «Экотопия: Экология / Действия» изнутри

 Фото: kultpol.ru/ecofestival

Взгляд из зрительского зала

В целом фестиваль после длительного культурного затишья, связанного со всем известными ограничениями, пришелся по душе. Было видно: организаторы старались. Хотя публики было не слишком много, люди понимали, куда они идут и зачем. Приятно удивило, что второй день мероприятия, на который удалось попасть, собрал много зрителей с детьми. Несмотря на то, что на фестивале затрагивались серьезные и «взрослые» темы, а детские спектакли были заявлены как 6+ и 10+, в зале можно было встретить и неравнодушных зрителей более младшего возраста. Инсталляции и перформансы в фойе и зрительном зале гармонично дополняли атмосферу.

Пожалуй, наиболее приятным открытием «Экотопии» стал кукольный спектакль Анастасии Лепинской «ТяУтиль и МяУтиль» — лирическая история о бездомных котенке и щенке и бездомном человеке, случайно ставшем им другом и опекуном. Все куклы и декорации спектакля сделаны из бумажных и пластиковых отходов, спасенных от печальной участи оказаться на свалке, и это придает им особый шарм и выразительность.

«Когда я увидела на сцене мусор, то подумала, что будет очередная занудная поучительная история о том, что мусорить плохо, — сказала мне моя 8-летняя дочь после выхода из зрительного зала, — а мне понравилось, еще и конфетами угостили».

Внутри пантомимы был интерактивный элемент, в который включились не только школьники, но и дети 4-5 лет: актеры кидали сладости в зрительный зал, дети и родители их ловили, а под конец юные зрители вышли на сцену и собрали разбросанный мусор, отсортировав отдельно пластик, бумагу и стекло. И все — без лишних пояснений и нравоучений. Минимум слов, открытая концовка, мораль же каждый может додумать сам за себя, согласно возрасту и мировоззрению.

Один из героев спектакля «ТяУтиль и МяУтиль». Фото: kultpol.ru/ecofestival

Другой перформанс, рассчитанный на разновозрастную аудиторию — эскиз «Йойк о Сампо» сценариста и драматурга Алексея Синяева и режиссера Ярославии Калесидис из Екатеринбурга. «Мифические существа исчезающих народов… Какими они могут быть в современном мире? Мифология саамов сквозь взгляд ребенка», — так был заявлен перформанс в программе фестиваля, и фоном от начала и до конца звучала саамская музыка, заботливо собранная саунд-дизайнером Тимофеем Самороковым.

И лишь после пристального взгляда по прошествии нескольких минут угадывается оригинальное произведение — знакомая с детства сказка «Сампо-лопаренок» Сакариаса Топелиуса — ставшее основой для весьма вольной трактовки на сцене. Сампо, в отличие от оригинальной сказки, оказался девочкой, но этот ход выглядит вполне органично. При этом исходный сказочный сюжет был видоизменен и превращен в политическую сатиру. Тут и горный король, сначала изрекающий с трона нечто в стиле «я устал, я ухожу», а потом продолжающий править и издавать нелепые указы, и лозунг про «единый Растекайс», и сказочные животные, по королевскому указу поющие под гимн России: взрослая часть аудитории неоднократно смеялась, считывая трагикомические аллюзии на современность. В нынешних политических реалиях это смотрится смело, но от оригинальной сказки — гораздо более многогранной, живописной и уходящей корнями в саамский фольклор (все же Топелиус был не только писателем, но и видным ученым-фольклористом) — осталось крайне мало. А жаль.

Эскиз «Йойк о Сампо». Фото: Янина Крупина

Наталья Палёнова: мы собирали высказывания по всей стране

В перерыве между спектаклями удалось встретиться с директором фестиваля Натальей Палёновой, чтобы узнать историю создания мероприятия, первые впечатления зрителей и поговорить о перспективах его развития.

Наталья Палёнова, фото из личного архива

Э: Это первый фестиваль такого формата? Как вообще возникла идея?

НП: Да, это первый театральный фестиваль на экологическую тематику. «Экотопия» — очень дорогой для нас проект, которое мы задумали в прошлом году, и 10 месяцев спустя у нас получилось его реализовать.

Все началось с того, что у нашего программного директора Марии Сапижак был свой спектакль на тему экологии. Маша сама глубоко погружена в экологическую повестку, постоянно участвует в различных «зеленых» инициативах, и в какой-то момент стала делиться с нами подробностями на тему своего спектакля. Так мы решили расширить формат и посмотреть на тему экологии с точки зрения театра, различных видов и жанров искусства.

Мы сразу загорелись идеей и стали исследовать, смотреть что где идёт, смотрели программы в разных городах и регионах России, смотрели афиши театров, государственных и независимых. Поначалу нам казалось, что таких спектаклей нет. В итоге так и оказалось, интересных спектаклей на экотематику, интересных с художественной стороны, мы нашли около десятка. 4 из них пригласили на фестиваль. Готовые спектакли уже игрались на сценах разных театров: среди них — «ТяУтиль и МяУтиль» Анастасии Лепинской, который очень понравился юной аудитории, и «Черное небо» Алексея Нарутто, «Пакетик, который хотел быть нужным» Петра Чижова, «ECO TO GO» Марии Сапижак, уже неоднократно игравшиеся на разных площадках.

Несколько месяцев мы допиливали идею фестиваля до полного концепта, искали партнеров и финансирование. Нам помог Фонд президентских грантов, проект реализуется при его поддержке. Мы участвовали в конкурсе и выиграли его. В рамках фестиваля мы задумали лабораторию для режиссеров. Сделали опен-колл по всей стране, чтобы в фестивале могли принять участие режиссеры и авторы идей из разных регионов. Пришло 111 заявок из 45 городов России. В итоге мы отобрали 6 авторов, хотя удачных проектов, конечно, было больше. Эскизы создавались в течение лаборатории: она длилась месяц онлайн и около недели офлайн в Питере.

Перформанс «pesochnica». Фото: Янина Крупина

Э: Каковы были критерии отбора?

НП: Их было много: и художественная ценность, и желание представить на фестивале разные города, жанры и регионы, и возможность реализовать проекты в ограниченных условиях нашей лаборатории. В целом у членов жюри — меня как директора фестиваля, арт-директора Яны Сад, программного директора и шеф-режиссера Марии Сапижак, шеф-художника Анастасии Лепинской, шеф-драматурга Алины Шклярской и шеф-хореографа Анны Будановой — у нас было какое-то единение мнения, наш выбор пересекался очень. И вот у представителя Александринского театра, который также участвовал в отборе, тоже.

Э: Какие города и регионы оказались представлены на фестивале?

НП: В лаборатории были участники из Москвы, Питера, Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени. Марина Бурдинская, автор перформанса «Их голоса», посвященного белугам, родом из Владивостока, хотя сейчас она переехала учиться в Петербург. То есть у нас получился широкий региональный охват. Ребята быстро организовались и смогли приехать.

Э: В ходе фестиваля уже был какой-то отклик от зрителей?

Вчера, 26 ноября, на дискуссии с экспертами и зрителями, мы обсуждали прошедшие два показа: спектакль «ECO TO GO» Марии Сапижак и эскиз «Золото» Ольги Пыжовой. Людям нравится, как «звучат» темы, связанные с экологией. С одного просмотра зритель глубже погружается в тему, понимает, что ею интересуются и другие, что есть некоторое сообщество людей, у которых есть на это потребность и запрос. Во второй день на детский спектакль «ТяУтиль и МяУтиль» пришло много родителей с детьми. История про бездомных пса, кота и человека прозвучала предельно понятно и просто: каждый ответственен за то место, где живет, и у каждого есть возможность что-то поменять. И здесь уже можно провести параллели с повседневностью.

На дискуссии искусствовед Юлия Клейман обратила внимание: когда в регионах в пандемию люди стали много путешествовать внутри России, это сказалось на количестве мусора. И мне понравилась ее мысль, простая и интуитивно понятная: дома мы не кидаем мусор мимо ведра, потому что это наше пространство, а на улице как будто все по-другому. Получается никто не ассоциирует место, где он живёт, со своим местом, домом. Кто-то рассказал про знакомого, который узнал, что для установки контейнеров для раздельного сбора мусора во дворе нужно 80 подписей от жителей близлежащих домов, и всего-то нужно их собрать. Человек пошёл, собрал, и баки поставили. Не все решается на федеральном или региональном уровне, локальные инициативы работают, и их последствия мы можем увидеть.

Э: Какие у вас планы по развитию фестиваля, собираетесь ли вы его повторять?

НП: Мы планируем сделать фестиваль ежегодным и повторить его в следующем году, изменив немного формат. Хотим включить в него не только театр, но и арт, музыку и инсталляции, которые в этом году были представлены лишь в параллельной программе, которая вообще возникла спонтанно, была нашей личной инициативой и проходила в фойе театра. Следите за нами. Кто хочет, всегда может присоединиться.