Увидеть нерукотворную икону Божьей Матери и окунуться в святые источники: пять причин побывать в Жировичах
В двухстах километрах от Минска находится красивая деревня Жировичи. Каждый год сюда приезжают десятки тысяч человек со всей Беларуси и не только. Всех их притягивает Жировичская обитель, которая располагается здесь больше пяти столетий. И вот минимум пять причин, чтобы здесь оказаться.
Причина №1. Чудотворная нерукотворная икона
Первая причина – увидеть уникальную икону. Правда, в храме с высотой потолков в десятки метров найти ее без подсказки непросто, потому что это очень маленькое изображение Богородицы с Иисусом, всего четыре на пять с половиной сантиметров – размером с детскую ладошку.
Уникальность иконы состоит в том, что она нерукотворная. Священные лики явились на кусочке яшмы – горной породы, которая в Беларуси не встречается. Ее нашли в 1470 году на дикой груше, из-под корней которой забил живой ключ.
Жировичская икона Божией Матери почитается не только у православных, но и у католиков. В Риме в начале XVIII века в церкви Святых Сергия и Вакха разместили ее копию. Называется «Мадонна дель Пасколло». Тогда же папа Римский Бенедикт XIII благословил короновать Жировичскую икону. Церемония проходила на протяжении восьми дней здесь, в Жировичах. За это время причастились почти 160 тысяч человек.
«В то время, когда Жировичская икона была коронована, она не считалась православной, – объясняет насельник Успенского Жировичского монастыря иеромонах Евстафий. – Это уже наше восприятие, наш взгляд. Ну и до сих пор католики, униаты считают эту икону своей, православные – своей. Дай Бог, чтобы нас объединяло то хорошее, что есть».
Жировичская икона Божией Матери никогда не покидает обители, на выездные церемониалы всегда берут ее копию. К ней приезжают поклониться в монастырь и просят о самом заветном. По словам иеромонаха Евстафия, люди просят утешения в различных скорбях и невзгодах, исцеления самых разных болезней.
Причина №2: архитектура XVII-XVIII вв.
Следующая причина побывать в Жировичской обители – совершить путешествие во времени. В архитектуре комплекса сохранились следы нескольких эпох: Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, СССР и, наконец, современной Беларуси.
«Он уникален совмещением разных архитектурных стилей, – рассказывает студент пятого курса Минской духовной семинарии Евгений Жук. – Стиль классицизма здесь соседствует с виленским барокко, есть элементы стиля рококо, и все это имеет такой восточный акцент, поскольку здесь используется традиционная православная иконопись».
В комплексе монастыря четыре храма. Явленская церковь – самое старое здание, в ней находится камень, на котором, по легенде, являлась Богородица. На нем даже были отпечатки ладони и ноги Божией Матери.
«Они не сохранились, поскольку многие паломники, которые сюда приходили, пытались оставить себе на память часть этой святыни, откалывали куски камня – в первую очередь в тех местах, где были отпечатки стопы и ладони. Именно по этой причине камень сейчас находится в алтарной части храма и выполняет функции престола. Традиционно к престолу имеют доступ только священнослужители», – поясняет Жук.
Крестовоздвиженская церковь символизирует паломничество в Иерусалим, а огромная лестница внутри является копией святой лестницы базилики Святого Иоанна на Латеранском холме в Риме. Ее еще называют «лестницей Пилата». По ней Спаситель поднимался на суд.
«При строительстве этого храма в XVIII веке было принято своеобразное решение сделать копию этой лестницы. В каждую ступень были вложены позолоченные мощевики, где хранились мощи святых. И каждый паломник, приходивший сюда, поднимался по этой лестнице на коленях, держась за две доски, как за перила», – говорит Евгений Жук.
Позднее эти мощи из ступеней перенесли в специальный крест Мощевик, который находится в Успенском соборе монастыря, но некоторые паломники до сих пор поднимаются по этой лестнице на коленях.
На территории монастыря есть также братский корпус, где живут жировичские монахи, и Минская духовная семинария, где обучают будущих священников.
Причина №3. Святые источники
В деревне Жировичи находятся самые известные в Беларуси святые источники. Часть из них находится прямо под главным собором монастыря, на месте той самой дикой груши, на которой явилась нерукотворная икона. Однако в связи с тем, что места там мало, паломники туда не допускаются.
Но есть в Жировичах и места, специально оборудованные для паломников. Приезжая поклониться чудотворной иконе, многие верующие окунаются в эти воды и верят, что так духовных сил станет больше. Жировичские источники славятся тем, что многих исцелили от болезней.
«Произошло много исцелений от всяких болезней душевных и телесных, – рассказывает насельник монастыря архимандрит Борис. – Лет 15 назад произошли два благодатных случая исцеления от онкологического заболевания».
Температура воды в любое время года – примерно плюс четыре. Для мужчин и женщин – отдельные купальни.
Причина №4. Звонница
Еще одна причина побывать в Жировичском монастыре – услышать его новый голос. В прошлом году монастырь отметил два праздника: 500-летний юбилей и 550-летие явления Жировичской иконы Божией матери. К этой дате обители передали в дар 12 колоколов. Сейчас они стоят во временной деревянной звоннице прямо на улице.
«Исторический набор колоколов Жировицкого монастыря в годы Первой мировой войны был вывезен на территории современной России. И там, к большому нашему сожалению, исчез», – отмечает Роман Сабило, помощник наместника Успенского Жировичского монастыря.
Новые 12 колоколов отлили в Воронеже на колокололитейном заводе. Вес самого большого – более четырех тонн. Для этой работы выбрали Воронежский колокололитейный завод имени Анисимова, где сохранены традиции колокольного дела еще с дореволюционных времен.
Вскоре для колоколов построят новую звонницу. Это будет высокое здание в честь святого Серафима – белорусского священника, который в годы Великой Отечественной войны открывал православные храмы.
Причина №5: «Эдемский сад»
На землях Жировичского монастыря есть свой «Эдемский сад» – 72 гектара на окраине деревни. Лошади там ходят на свободном выгуле, в траве бегают морские свинки и еще десятки животных разных видов.
«Мы хотим, чтобы на этой территории атмосфера была похожа на ту, где раньше жили наши прародители Адам и Ева. Они жили в Эдемском саду, где ни животные не боялись людей, ни люди – животных», – раскрывает замысел настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Дмитрий Семуха.
Это место называют Старыми Жировичами, и оно неразрывно связано с монастырем. Именно сюда в XV веке маленькие пастушки принесли Жировичскую икону после ее явления. Здесь находилась усадьба владельца этих земель Александра Солтана, который построил первый деревянный храм на этих землях. В 2010 году эта территория перешла Жировичскому монастырю.
Постояльцы зоосада прибыли из разных регионов Беларуси. Самый большой житель «Эдемского сада» – медведь. Большинство животных живут парами или большими семьями, как зайцы. Сурикатам построили отдельный дом и установили пол с подогревом, козы ходят в большом вольере, олени и лани живут в условиях, приближенных к природным.
«Суть пребывания здесь, чтобы человек посмотрел и увидел, как красиво этот мир создан Богом, и через этот мир научился верить, научился познавать и замечать все то красивое, что его окружает», – говорит Дмитрий Семуха.