В Берлине отменили показ балета «Щелкунчик». Причиной назвали неполиткорректность

Балет Чайковского «Щелкунчик» в Берлине отменили из-за неполиткорректности. Претензии возникли к китайскому и арабскому танцам в спектакле, который на сцене Берлинского государственного балета с успехом идет с 2013 года.

В Берлине отменили показ балета «Щелкунчик». Причиной назвали неполиткорректность
© BFM.RU

Это тот самый отрывок из китайского танца балета «Щелкунчик» Чайковского. То, как выглядит на сцене этот танец, а кроме него еще и арабский, вызвало вопросы у главы Берлинского балета Кристины Теобальд. Элементы хореографии показались не вполне политкорректными — так объяснила она снятие с репертуара популярного в Берлине спектакля:

«Китайский танец показывает стереотипно семенящие шаги. В момент создания хореографии они не вызывали критических нареканий. Но сегодня мы должны это объяснить. Восточный танец с женщинами из гарема и солистом с коричневым макияжем на теле — это сегодня тоже нельзя выносить на сцену без объяснения. В связи с актуальными дискуссиями о том, какой репертуар еще можно показывать в постколониальные времена, мы должны проверить, не будет ли сложностей с постановками в их первоначальной форме».

Тут важно уточнить, что речь идет не о современном и каком-то спорном прочтении «Щелкунчика», а о классической постановке. Восемь лет назад в Берлине этот спектакль ставили российские хореографы Василий Медведев и Юрий Бурлака как реконструкцию оригинального балета конца XIX века Мариуса Петипа.

Ни то, что на создание спектакля потратили в свое время 1,5 млн евро, ни тот факт, что он, что называется, «делал кассу», ни даже то, что «Щелкунчик» — сказка национального немецкого писателя Гофмана — не помогло удержаться постановке в репертуаре.

В условиях новой этики в Германии все это недостаточно веские аргументы, немецкое общество сейчас легко отказывается от традиций прошлого и театры в борьбе за толерантность и войне с гендерными стереотипами выступают на передовой, говорит немецкий политолог Александр Рар:

Александр Рар журналист, политолог «Здесь очень много критики по поводу остановки или закрытия представления «Щелкунчик», но в то же самое время проходит это под большие аплодисменты всех организаций, особенно молодых людей, которые хотят изменить и перестроить весь мир. Просто идет целая волна агрессивной политики против старого, против всего традиционного. В Германии очень многое меняется, я против этого, но я человек традиционных ценностей, я этого не стесняюсь. Пока это индивидуальное решение директора этого театра, но я боюсь и думаю, что это будет повторяться в других городах Германии и Западной Европы. Для одних это полный бред, а другим страшно, потому что они считают, что нужно перестраиваться на какой-то новый лад, чтобы обеспечить себе безопасность карьеры в будущем. Люди запуганы, потому что понимают, особенно люди в культуре и СМИ, что если они будут думать и писать по-другому, то у них не будет возможности продвигаться вверх».

Пересмотр, переоценка классики неизбежно случается во время глобальных перемен в обществе. Достаточно вспомнить, что происходило 100 лет назад в молодой советской республике, когда люди новой эпохи радикально боролись со стереотипами прошлого, но классика это пережила. И «Щелкунчик» неизбежно вернется на сцену Берлинского госбалета. Просто борьба нового со старым еще не достигла кульминации, считает ведущий телеканала «Культура» Николай Александров:

Николай Александров ведущий телеканала «Культура» «Рационального объяснения такого рода эксцессам не существует. Становится не совсем ясно, каким образом вообще ставить спектакли, балеты, так или иначе связанные с национальными танцами. В целом ряде классических балетов существуют и танцы наложниц, существуют рабыни. Все это может вызывать такую странную с точки зрения здравого смысла реакцию. Любая доминантная идея — будь она классовой, расовой, гендерной — если она доведена до какого-то абсурда, то она, конечно, вызывает недоумение. Она непримирима по отношению к другим идеям, к другим системам мировоззрения. Если угодно, то это уже толерантность наоборот: когда сама толерантность по отношению к другому становится некоторым диктатом».

Вместо «Щелкунчика» жителям Берлина под Рождество покажут балет «Дон Кихот». Спектакль критики считают достойным. Но события происходят под раскаленным солнцем Испании и не зимой. Это, должно быть, все равно что вместо «Иронии судьбы» или «Карнавальной ночи» в России смотреть 31 января «Белое солнце пустыни». Тоже шедевр, но новогодним настроением не зарядишься.

Эта не первый скандал с классическим балетом в Европе. В начале ноября постановщики и руководство Шотландского балета объявили, что поменяют костюмы и хореографию в китайском и арабском танцах, а роль крестного Дроссельмейера в «Щелкунчике» будет играть женщина.

Тем временем в Москве у касс Большого театра за билетами на «Щелкунчика» выстроилась огромная очередь. Вечером 26 ноября людям начали раздавать специальные браслеты, по которым можно купить билеты на этот балет. «Щелкунчик» в Большом — одна из главных новогодних традиций в Москве.