Войти в почту

Миниатюрных дел мастер

Станица Незлобная находится на левом берегу реки Подкумок в Георгиевском округе Ставрополья. Сергея Спасова здесь знают все: в 2009 году мужчина попал в Книгу рекордов России, а в 2010-м — в Книгу рекордов Гиннеса как обладатель самой большой коллекции склеенных моделей. У Спасова больше тысячи созданных им фигурок: солдаты, пушки, мотоциклы и танки, вертолеты, самолеты и даже герои сказок, но сам коллекционер хвастаться достижением не любит.

Миниатюрных дел мастер
© «Это Кавказ»

— Я больше 40 лет занимаюсь этим делом не для того, чтобы мою фамилию в какую-то книгу заносили. Вот эти работы, которые я посвящаю героям войны, — это важнее, чем попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Мне кажется иногда, что это мое главное предназначение в жизни, — делится коллекционер, сидя у себя на кухне.

Частный дом рекордсмена — целый музей, где прихожая, спальня и чердак заставлены стендами. Казалось бы, ты находишься в тихой комнатушке сельского дома, но опускаешь глаза, а за витриной миниатюрная санитарка в грубых сапожках склонилась над раненым на носилках. Чуть дальше — танковое сражение, на другом стенде — советские солдаты идут в бой за своим командиром.

Не просто хобби

В 1978 году восьмиклассник Сергей поехал на экскурсию в Москву. В столице школьник купил маленький немецкий самолетик модели АН-24 и, вернувшись домой, начал изучать его строение. Любопытное совпадение: когда Спасов поступил в Троицкое авиационно-техническое училище гражданской авиации, их курс знакомили с этой же моделью. По специальности Сергей — техник-механик по эксплуатации самолетов и двигателей.

Мужчина работает по профессии на Кавминводах, созданием миниатюр занимается дома. Мастерская, где из множества деталей собирается маленькая жизнь, находится во дворе. На полках — коробки с еще не собранными фигурами, среди них есть те, которых больше не найти во всем мире. Здесь же и мини-лаборатория химика, шутит Сергей. В стеклянных бутылках хранятся краски. И даже они — настоящая редкость. Часть из этих сосудов Сергей начал собирать еще в конце 1970-х годов. Тогда его мама работала на кожевенном заводе в Георгиевске и приносила сыну краски. Ими коллекционер пользуется до сих пор, и признается, запасов хватит еще на много лет.

— Если все эти инструменты, что у меня здесь хранятся, и мою коллекцию продать, то, наверное, на эти деньги можно купить трехкомнатную квартиру в Георгиевске. Но для меня это не просто хобби, это часть моей жизни, оно бесценно. От многих за эти годы слышал: «Зачем тебе это нужно вообще? Твое хобби никаких денег не приносит, а, наоборот, одни затраты». Я не обижаюсь, у каждого свои ценности. Я вот не понимаю мужчин, которые по вечерам разлягутся на диван и смотрят по телевизору бессмысленные ток-шоу с истеричными гостями.

В мастерской Сергея хранится патефон 1950 года, где крутится шеллачная пластинка с голосом знаменитой исполнительницы песни «Валенки» Лидии Руслановой. На рабочем столе Спасова — маленькие бревенчатые домики. Осталось собрать крошечные стеклянные окошки, крышу из шифера, рубящего дрова мужчину и женщину в платочке, что корову доит в алюминиевое ведро.

— Для меня сейчас это самая дорогая работа, потому что посвящена моим предкам: дедушке Ивану Кондракову — пулеметчику, который ковал победу в тылу, и бабушке Евдокии Кондраковой — труженице колхоза имени Суворова в Орловской области. Вместе с дедом они воспитали шесть дочерей и одного сына. А другой дед — Иван Чумаченко служил старшим поваром в роте правительственной связи. Закончил войну в Германии. Он жил в селе Краснокумском Георгиевского округа. Вот такие экспозиции совесть не позволяет делать абы как.

Сергей начал создавать диорамы несколько лет назад. На каждую уходит до двух-трёх месяцев. Одна из работ посвящена Народному артисту России Георгию Милляру, сыгравшему роль Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках точь-в-точь как в советской сказке: покрыта мхом, на дощечках распахнутой дверцы — крохотные трещинки. Баба Яга позирует на пыльном крыльце домика. Паутинка — настоящая, природный материал, шутит Сергей и объясняет: сам специально запустил пучка. Для ребят из детского сада, которые приходят посмотреть на коллекцию моделей техники, Сергей создает идущих по железной дороге Чебурашку и крокодила Гену.

— Маленькую гармошку смастерю. Под песню «К сожалению, день рождения, только раз в году» смонтирую диораму. Хочу, чтобы наша русская культура была у молодежи в приоритете.

У Сергея Спасова есть и диорамы по мотивам литературных произведений. Например, «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова, «Баллада о зенитчицах» Роберта Рождественского, «А зори здесь тихие» Бориса Васильева.

Значим каждый ветеран

Недавно мастер увлекся библейскими мотивами, но самая большая работа — все же о войне. Диорама бой у Тереспольских ворот посвящена героям Брестской крепости. Крошечные реалистичные фигурки советских и нацистских солдат поражают деталями. На лицах застыли гримасы боли, а с разрушенной башни, кажется, еще пару секунд — и осыпется кирпич. Болото, мох, черный дымок, танки, штыки оружия не толще швейной иглы: на всю работу у Сергея ушло полгода.

— Не могу начать создавать диораму, пока ее в голове не представлю. На изготовление одной может уйти 2−3 месяца. Ты должен не просто аккуратно склеить все детали, что под рукой, а прожить этот период истории. Понять, что чувствовал герой, которому ты посвятил диораму, в момент этого боя.

Спасов уверен: мы в неоплаченном долгу перед ветеранами. С каждым годом их становится меньше, и через пару лет будет счастливчиком тот, кто сможет сказать: я видел ветерана, сетует коллекционер.

— Мне повезло: моим педагогом по начальной военной подготовке в школе был Герой Советского Союза гвардии подполковник Петр Однобоков, а классным руководителем — легендарная Нина Кривошеина, ветеран Великой Отечественной Войны. В Георгиевске несколько десятилетий она была солисткой народного хора патриотической песни «Ветеран». Я считаю, что об этой победе надо много говорить.

Одна из знаковых диорам в коллекции мастера посвящена Герою Советского Союза. Речь об участнике парада Победы на Красной площади Александре Майорове.

— Когда в 1943 году город Георгиевск освободили от оккупации, местные железнодорожники — путейцы — собрали 150 тысяч рублей и обратились к Сталину с просьбой: разрешить построить самолет и дать ему имя «Георгиевский путеец». В ответ верховный главнокомандующий прислал благодарственную телеграмму, поблагодарил их за патриотический порыв и сообщил, что просьба будет выполнена. В итоге на собранные деньги построили истребитель ЛА-7, а в декабре 1944 года самолет попал в руки одного из лучших летчиков 2-го авиационного Оршанского полка гвардии майору Герою Советского Союза Александру Майорову. На этом самолете он летал практически до последних боев за Берлин.

В небе над столицей Германии Майорова подбили, и он два года провел в госпитале с тяжелыми ранениями. Самолет восстановлению не подлежал. Майоров же прожил долгую жизнь и умер в Одессе в 2004 году.

— Мы вот с моими родными решили, что было бы уместно установить в Георгиевске памятник этим «путейцам», которые собрали сумму для строительства самолета в такое тяжелое время. Мэр города даже выделил место для этого памятника. Нам осталось собрать 320 тысяч рублей. Моя дочь написала и защитила проект на всероссийском форуме «Машук». К сожалению, он не прошел, но я уверен: рано или поздно мы найдем средства на создание этого заслуженного памятника в нашем городе. Сейчас это моя главная мечта.

Мастер считает, что человеку для счастья не нужны люксовые квартиры и Lexus. Главное — уют, тепло и любимые люди рядом.

— В этом и есть весь кайф. Я вот живу в станице: рядом с домом речка протекает, в огороде петрушка, огурцы растут. Приезжают внуки и прямо с грядки срывают клубнику и едят довольные. Вот оно, в чем счастье заключается.