Войти в почту

Библиотека XXI века – это отнюдь не длинные полки с потрепанными книжками, а прежде всего живой источник знаний о реалиях современного мира. Сегодняшние работники библиотеки разбираются не только в особенностях творчества поэтов Серебряного века, но и в тонкостях новейших информационных технологий. Об этом мы беседуем с Еленой Плотниковой, заведующей отделом Центра общественного доступа МБУ «Городская централизованная библиотечная система».

– Давайте начнем с корней – или с азов, если уж исходить из особенностей места нашей встречи. Откуда вы родом и как выбрали дорогу, которая привела вас в библиотеку?

– Родилась я в Калининградской области, в семь лет родители переехали на Север, в Пыть-Ях. Большое влияние на меня оказала мама, имеющая звание «Почетный работник нефтяной промышленности». Немудрено, что готовилась я штурмовать нефтяной институт, но в результате поступила в Югорский госуниверситет, на специальность «педагог-психолог». Собиралась стать практикующим психологом, открыть свой кабинет и консультировать людей. Правда, вовремя поняла, что мне рановато давать советы людям, пришедшим со своими проблемами, просто пока не хватает житейской мудрости.

Еще во время учебы вышла замуж, появились дети, а здесь, в Ханты-Мансийске, как раз открывалась новая библиотека, куда требовались сотрудники. Подумалось: «Какая хорошая работа – выдаешь посетителям книги, а потом только читаешь в свое удовольствие». Так что в 2013 году вышла сюда на работу. И как же я ошибалась в своих представлениях!

– Каковы оказались первые впечатления?

– Шок! Реальность оказалась далека от моих представлений. Было страшно – вдруг посетителю что-то понадобится, а я не знаю, где это находится?! Начинала я библиотекарем в детском читальном зале, нравилось общаться с ребятишками. Надо было проводить встречи, собирать аудиторию – а как это сделать? Впрочем, вскоре почувствовала интерес к делу. Когда готовишься к тому или иному мероприятию, то приходится знакомиться с большим количеством литературы. А учиться я люблю и постоянно прохожу какие-то курсы.

– Центр общественного доступа – что же это такое? Попробуйте кратко обрисовать круг ваших основных задач.

– Начнем с того, что библиотека – это прежде всего источник знаний, причем, не только в книгах, но и в других информационных ресурсах. Наш Центр – это своего рода точка доступа, где любой гражданин может получить помощь. Например, здесь ребенок узнает, как сделать презентацию, правильно оформить контрольную работу, найти необходимую информацию, не просто снять ролик, а правильно его смонтировать и озвучить, как реагировать на негативные комментарии. Взрослому человеку поможем пройти регистрацию на сайте Госуслуг, записаться к врачу, в МФЦ или заплатить налоги.

Граждан пенсионного возраста ранее мы обучали азам компьютерной грамотности по программе «Электронный гражданин». Сейчас часто рассказываем, как правильно и безопасно оплачивать покупки и как не стать жертвой мошенников. В последнее время подавляющее большинство представителей старшего поколения приходит с телефоном или планшетом, просит закачать какое-нибудь приложение или научить общаться через Вайбер или Ватсап. Кстати, такие Центры функционируют в четырех библиотеках города.

– Получается, что такая форма работы востребована населением?

– Конечно, потому что меняется менталитет людей. Если раньше многие говорили, что они лучше сходят в банк и оплатят, то сейчас они предпочитают совершать операции через Интернет. Настали такие времена, что прежде чем попасть куда-нибудь на прием, надо сначала записаться. Многие хотят зарегистрироваться в соцсети «Инстаграм» или в «Одноклассниках», но не знают, как. В прошлом году, когда школьников посадили на «удаленку», случился настоящий бум с «Зумом» и «Скайпом» – все поголовно просили помочь.

Мы этакие цифровые кураторы, никому не отказываем. Недавно обратился мужчина с необычной просьбой: помочь продлить лицензию на оружие. В результате мы вместе звонили специалистам, разбирались, выясняли, какие справки требуются. И в итоге в последний день оформили все документы.

– Ваши услуги наверняка не ограничиваются только обучением и консультациями…

– Постоянно проводим какие-то акции: то месячник безопасного Интернета, то тематические выставки. Регулярно пополняем рубрику «Блокнот» – каждую неделю на наш сайт, в официальных группах в соцсетях и сообществах выкладываем видеоуроки. Чаще всего подгадываем их тематику к грядущему сезону – это может быть уплата налогов, приобретение билетов и оплата гостиниц в период отпусков и так далее. Уже вышло пятьдесят обучающих роликов, количество их просмотров растет. Но гораздо приятнее искренняя реакция простых людей: «Ой, Леночка, благодаря твоему ролику я билеты удачно купила!».

Сейчас составили план на следующий год – двенадцать акций определенной тематики. Например, хотим обучать граждан слепому печатанию, этот навык им наверняка пригодится.

– С какой категорией посетителей работать сложнее всего – детьми, пенсионерами?

– Да нет никаких особых сложностей. Детей прежде всего надо заинтересовать, дать что-то такое, чтобы слушали. Однажды знакомая по секрету спросила: «Как ты общаешься с той вредной бабулькой?!» Искренне ответила: «Да вы что, у меня нет вредных – они все хорошие!» Люди чувствуют, как к ним относятся: если равнодушно, то повторно ни за что не придут. А к нам приходят по много раз, деликатно оправдываясь: «Извините, мы глупые, сразу не запомнили!» Им нужны наша поддержка, понимание и поощрение.

Бывает, к нам обращаются и в восемьдесят пять лет, ведь для них это возможность не только получить помощь, но и просто пообщаться. Мы работаем с десяти часов утра, посетители об этом прекрасно знают, но на обучающие курсы обычно приходят на полчаса раньше – просто посидеть в коридоре и поговорить о своих делах. Трогательно смотреть на то, как они шепчутся друг с другом – словно в школе. Случается, звонят через несколько лет: «Леночка, ты меня помнишь? Можно, я подойду?» «А можно моя подруга, муж или дочь придут к вам?» Мы всегда доступны и никому не отказываем.

– Вам самой интересна деятельность подобного рода?

– Если бы не было интересно, не работала бы. Мне нравится получать эмоциональную отдачу и чувствовать свою нужность. Да, это порой бывает достаточно тяжело, но это приятная усталость. Поначалу возникали своего рода опасения: а что будет, когда всех выучим компьютерной грамотности? Но, как показывает время, люди снова и снова к нам возвращаются – уже за помощью в решении других вопросов.

– Задам традиционный вопрос: у вас есть профессиональная мечта?

– Она уже сбылась: стать востребованной.

– И, если можно, несколько слов о вашей семье и увлечениях!

– Муж Дмитрий работает фельдшером, дочери Катя и Маргарита – школьницы. Для меня бесценно общение с близкими! А увлечений у меня много. Вечером не усну, если книжку не почитаю. Люблю кубики Рубика, могу собрать практически любой, на традиционный уходит чуть больше минуты. В магазине не могу пройти мимо и не купить новый – то круглый, то «пять на пять», то с разными гранями. Люблю автомобиль и скорость. Было время, меня муж даже ревновал к машине, когда я по полночи каталась, слушала музыку и наслаждалась!

– Завершающий вопрос: не собираетесь ли покидать этот город?

– Ханты-Мансийск меня принял радушно, я сразу интуитивно почувствовала, что здесь останусь. В этом городе получила образование, тут появилась семья и работа, поэтому и в мыслях нет уезжать. Чем дольше живу, тем больше он мне нравится!

Андрей Рябов