"Зрители заждались современных пьес"
Елена, Ольга, удивительно, что вы не только сами пишете замечательные пьесы, но и помогаете молодым драматургам. Это бесценный опыт. Сколько вы этим уже занимаетесь? Ольга Михайлова Мы проводим семинары с молодыми драматургами лет уже пятнадцать. И не только с драматургами, но были лаборатории и с режиссерами и даже сценографами. Ольга Михайлова. Фото из личного архива. Елена Исаева Театр – искусство синтетическое, как ни банально это звучит. Но, к сожалению, это редко учитывается при обучении, и студенты разных специальностей занимаются сами по себе. Да и в дальнейшем не все режиссеры театра и кино, в отличие от, например, Станиславского, стремятся к общению с автором. Именно поэтому мы на своих семинарах стараемся не ограничиваться "голой" теорией, а проводить театрализованные читки пьес, где драматург встречается лицом к лицу с режиссером и актерами и на собственном опыте, чего не заменят никакие занятия, осваивает, что такое "слово звучащее", как надо писать не вообще хороший текст, а пьесу для театра, в чем его особенности. Ольга Михайлова К сожалению, не все читки, даже самые удачные потом становятся спектаклями. Наш театр побаивается современных пьес, хотя они в нормальной ситуации должны составлять не меньше половины репертуара. Зрителю хочется услышать со сцены о себе и своих проблемах. И хотя проблемы в драме вечные, каждая эпоха подходит к ним по-своему. Чувствуя это, театр начинает буквально уродовать классику, пытаясь впихнуть туда современность. В результате и классика страдает, теряя то, что вкладывал в свою пьесу великий драматург, и актуальность выглядит слишком притянутой и часто балаганной. Почему в процентном отношении в репертуарах театров современная пьеса сильно проигрывает классике? Ольга Михайлова Это происходит потому, что драматургия меняется вместе с эпохой, как изменилась она на рубеже XIX-XX веков. Значит, театр должен искать для ее постановки новый язык, а это не так просто, надо быть Станиславским, Мейерхольдом, Вахтанговым, Таировым. И дело не только в масштабах таланта, дело в отваге, ведь постановка современной пьесы всегда риск, тут не на что опереться, надо все изобретать самому. Елена Исаева А вот драматурги у нас как раз отважные, пишут самые необыкновенные, сложные, но при этом захватывающие пьесы. Мы надеемся, что и в этом нашем семинаре появятся такие. И мы рады, что, благодаря Фонду культурных инициатив , сможем дать лучшим из них "приданное" - миллион рублей на постановку, чтобы они встретились со зрителями, а зрители, мы это знаем, заждались современных пьес, они ведь с удовольствием ходят даже на читки, а потом бурно участвуют в обсуждении, которое мы всегда проводим по окончании. Ведь обратная связь необходима. Да и по постановкам наших собственных пьес мы знаем, что зрителю такие спектакли нужны. Елена Исаева. Фото из личного архива. Режиссеры утверждают, что современных пьес, рассчитанных на большой театральный коллектив, просто нет. Это так? Ольга Михайлова Это еще один миф: мол, современные авторы пишут для подвалов, а не для больших сцен. Я видела замечательный спектакль в Нижегородском театре в постановке Вадима Данцигера по моей пьесе о Столыпине и Толстом. Большая сцена, большой зал, полный зрителей, успех. А другие театры, где тоже были отличные спектакли, ставили эту пьесу почему-то на малой сцене. Боялись, что зрителю не интересен серьезный разговор? Но это не так, в России удивительный интеллигентный, заинтересованный зритель. Умнее многих легкомысленных спектаклей, которые ему навязывают, стремясь только развлекать. Елена Исаева И у меня пьесы идут на больших сценах. Например, пьеса "Я боюсь любви" шла и в маленьком подвале Дока, и идет до сих пор на сцене Ленсовета. Пьесы Вадима Леванова шли на больших сценах. Пьесы Мухиной, Драгунской, Нарши… И своих учеников мы тоже хотим видеть на крупных площадках. Они этого достойны. Сейчас, при практически полном отсутствии в обществе больших идей, мне кажется, именно театр должен вести с людьми разговор о важном: о смысле жизни каждого человека и о проблемах общества в целом. Одно от другого неотделимо, ведь живем мы не в чистом поле. И наши молодые коллеги с этой задачей справляются, причем, что важно, каждый по своему: и формально, и содержательно, так что театр может выбирать, что ему ближе. Мы с Ольгой ни в коей мере не навязываем некое единство стиля, или приемов, или тем более, идей. И пьес для больших сцен хватает у разных авторов, в том числе, и у молодых. Можете оценить ситуацию на российском сценарном рынке? Ведь там, напротив, молодых авторов ждут с распростертыми объятиями. Ольга Михайлова Да, на первый взгляд, ситуация в кино прямо противоположная – постоянно нужны именно новые сценарии, а не экранизации. Но какие сценарии отбираются для постановки? И почему все в кино стонут: нет хороших сценариев, неинтересно, диалоги плохие, характеры картонные? Потому что в России родятся только бездарные сценаристы? Вот судьба такая или климат – в Америке родятся талантливые, а у нас бездарные. Смешно про это даже говорить. Противоестественный отбор – вот в чем причина такого качества сценариев. Елена Исаева Поэтому в нашем семинаре будут участвовать и сценаристы. Их лучшие работы тоже могут получить миллион, и автор вместе с режиссером сделает на эти деньги презентацию проекта. Уникально то, что вы и драматурги, и сценаристы – два в одном. А реально ли это – совместить на занятиях и тех, и других? Ольга Михайлова Законы драматургии едины для театра и кино, хотя, разумеется, есть особенности при написании истории для сцены или экрана. И наши молодые авторы пишут и сценарии, и пьесы – совместные занятия будут очень полезны. А что всё же актуальней – быть драматургом? Или быть сценаристом? Как вы считаете, в связи с развитием визуальных технологий театр не отойдет на второй план? Елена Исаева Предрекали, что кино убьет театр, потом, что обоих победит телевидение, а еще позже интернет. Но люди всё равно ходят в театр и в кино. Сейчас, в связи с пандемией, когда периодически театры и кинотеатры закрываются, люди без них скучают, хотя, казалось бы, все можно смотреть дома на любой величины плазме. Но для людей важно – совместное переживание. Ольга Михайлова В этом и сложность, и чудо драматургии: поэзия и проза обращается к отдельному человеку, который, уединившись, читает книгу, плачет или смеется наедине с собой, на тех страницах, которые его лично трогают и задевают. Драматургия же обращается сразу к большой группе людей, к ста, и даже тысяче человек, которые будут вместе в один момент ахать или хохотать. Говоря высоким слогом, мы противостоим одиночеству и разъединению, напоминая людям, что раз мы можем совместно переживать, мы друг другу не чужие. Такому волшебному делу стоит учить молодежь.