Войти в почту

Главархив – о доме-музее этнографа Владимира Даля в день его 220-летия

Владимир Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», родился 10 ноября (по новому стилю – 22 ноября) 1801 года в Лугани. Здесь его отец – датчанин, Иоганн Христиан Даль служил врачом, а позже женился на девушке из семьи обрусевших немцев Марии Фрейтаг. Отец будущего писателя владел восемью языками, а мама говорила на пяти – возможно, это сыграло свою роль в выборе интересов у мальчика.

Главархив – о доме-музее этнографа Владимира Даля в день его 220-летия
© Главное архивное управление города Москвы

В Главархиве сохранились материалы о доме Даля на Большой Грузинской, где с 1859 года проживал и до самой смерти работал над словарем Владимир Даль, а 1986 году здесь открылся музей лексикографа.

Деревянный дом, некогда принадлежавший князю Щербатову и построенный в 1780 году, для Даля подыскал писатель Сергей Аксаков. И когда действительный статский советник Владимир Даль вышел в отставку, он переехал вместе со своей семьей именно сюда.

Дом сразу понравился ученому-энциклопедисту: светло и просторно, деревянные резные крылечки, а еще постройка стояла на холме, откуда открывался вид на Пресненские пруды. Недалеко от дома начинался парк, что доходил до сегодняшней Садово-Кудринской улицы. Кроме того, здание уцелело при пожаре 1812 года, и Даль называл дом счастливым.

Здесь этнограф заканчивал свой знаменитый труд – «Толковый словарь живого великорусского языка», над которым работал 53 года, подготовил к выпуску сборник «Пословицы русского народа». Словарь выходил частями с 1861 года и включал в себя поговорки и пословицы, что решено было не публиковать из-за лишней работы. Сам же изначальный цельный труд Даля включал в себя около 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, повествующих о быте жителей Российской Империи XIX века.

В 1872 году известный меценат Павел Третьяков заказывает у художника Василия Перова портрет Даля – все пишется в этом самом доме на Пресне. В наши дни картину можно увидеть в одном из залов Третьяковской галереи.

После смерти Владимира Даля дом немного поменял свой облик. Сын писателя, архитектор Лев Даль реконструировал здание: добавил сюда детали русского деревянного зодчества.

Знаменитый этнограф говорил правду: дом и правда был счастливым. В 1960-х годах здание пришло в настолько ветхое состояние, что считалось уже утерянным, а Министерство геологии собиралось снести его и открыть здесь свой музей. Однако дом спас московский краевед Виктор Сорокин, и позже постройку восстановили по подлинным чертежам XIX века, принадлежащим Льву Далю.