В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Эльдар Алиев: «Несут драматургическую нагрузку, потому и трогают зрителя»

12 и 13 ноября на Приморской сцене Мариинского театра состоится премьера сразу двух одноактных балетов выдающихся хореографов XX века: «Юноша и смерть» в хореографии Ролана Пети на музыку Иоганна Себастьяна Баха и «Федра» датского хореографа Флеминга Флиндта на музыку известного американского композитора . Обе премьеры объединены в одну программу – «Вечер современной европейской хореографии». По словам художественного руководителя балетной труппы заслуженного деятеля искусств России Эльдара Алиева, выбор этих постановок не случаен.

Эльдар Алиев: «Несут драматургическую нагрузку, потому и трогают зрителя»
Фото: PrimpressPrimpress

Видео дня

Балет «Юноша и смерть» был поставлен Роланом Пети на либретто драматурга в 1946 году в Париже, а теперь, спустя 75 лет, его увидит приморский зритель. Постановкой балета на Приморской сцене занимает репетитор Мариинского театра Максим Хребтов, для этого он прилетел во . При этом постановочный процесс находится под контролем Луиджи Бонино, многолетнего помощника Ролана Пети. Учитывая современные реалии, связанные с пандемией, Луиджи подключился к репетициям по Зуму. Ранее он совместно с Максимом Хребтовым уже работал с исполнителями этого балета в Мариинском театре в . Художником по костюмам выступила американская художница Барбара Каринска.

: «Я не видел работу 1946 года, но могу сказать, что к хореографии Ролана Пети имеется очень бережное отношение, и прежде всего представителями его фонда. Спектакль изначально ставился специально для жены Ролана Пети – . Конечно же, как и любой спектакль, этот балет живет своей жизнью, поэтому различные исполнительские интерпретации – часть жизни спектакля».

12 и 13 ноября на Приморской сцене Мариинского театра приморский зритель также увидит одноактный балет «Федра» в хореографии Флеминга Флиндта, впервые поставленный в в 1986 году.

Эльдар Алиев: «В конце 80-х судьба свела меня с великим мастером хореографии Флемингом Флиндтом. В то время мы одновременно находились в и осуществляли постановки своих балетов, работая с труппой Национального балета . Флеминг показал видеозапись «Федры», которая меня очень заинтересовала, и уже в скором времени я пригласил его в для осуществления постановки этого балета в труппе, которой я в то время руководил».

Постановка прошла с большим успехом. Через некоторое время Флеминг Флиндт ушел из жизни, и эта работа больше нигде не ставилась.

Эльдар Алиев: «Эта одна из тех работ большого мастера, которая не нашла достойного места в сокровищнице его произведений, что, на мой взгляд, несправедливо. Считаю, что этот балет интересный, работа красивая, спектакль очень театральный, интересно решенный, музыкальный, хорошо выстроенный драматургически, поэтому я и посчитал, что эту несправедливость нужно исправить».

Таким образом, спустя 35 лет после первой постановки балета «Федра» в США состоится его премьера в России. Приморские зрители увидят уникальную постановку первыми.

Костюмы к балету «Федра» делаются новые. Художником по костюмам выступает . Он использует оригинальную идею Бени Монтероса. Весь балет решен в трех цветах: красном, белом и черном. В этой лаконичности и состоит основная идея художественного оформления спектакля.

По словам художественного руководителя балетной труппы, изначально существовала идея по стратегии построения репертуара Приморской сцены Мариинского театра, предполагающая формирование своего «премьерного» репертуара.

Эльдар Алиев: «Известно, что Мариинский театр – это альма-матер спектаклей классического наследия, поэтому приоритетом при создании репертуара Приморской сцены Мариинки являлось в первую очередь представление именно балетов классического наследия, что и было сделано на этапе становления молодой труппы. Наряду с переносами балетов с основной сцены на нашей сцене создавались новые постановки и редакции балетов классического наследия, относящиеся к сокровищнице классики».

Репертуар Мариинского театра, по словам художественного руководителя балетной труппы, имеет форму пирамиды, в которой базой является классика, средней частью – зарекомендовавшие себя неоклассические и современные работы, проверенные временем, а верхушкой – эксперименты. Он также обращает внимание на то, что сама пирамида в случае неудачи экспериментальной работы не пострадает.

Эльдар Алиев: «На данном этапе развития Приморской сцены балетную классику мы уже представляем в полном объеме, за исключением нескольких названий («Раймонда», «Коппелия», «Тщетная предосторожность»), которые стоят в плане будущих постановок. Средняя часть репертуарной пирамиды наряду с балетами Баланчина, например, как раз и отведена под такие названия, как «Федра» и «Юноша и смерть». Многие из работ хореографов этих произведений Флеминга Флиндта и Роланда Пети по достоинству оценены публикой и по праву считаются классикой ХХ века. «Федра» и «Юноша и смерть» – два трагедийных балета: они несут драматургическую нагрузку, а потому и трогают зрителя. Я думаю, что представлять современный спектр нашего репертуара нужно очень осторожно, начинать нужно с проверенных временем и уже зарекомендовавших себя работ. Мы много говорили об этом с Валерием Абисаловичем Гергиевым. Наряду с переносами работ из Мариинского театра Приморская сцена должна иметь свое развитие и, являясь одной из сценических площадок Мариинского театра, должна жить своей жизнью, а значит, и создавать свои спектакли. При этом, разумеется, необходимо соблюдать все традиции Мариинского театра и следовать духу Мариинского театра, который очень и очень важен».