Войти в почту

На Берлинго: путешествуем по Калужской области за рулём неформатного компактвэна

В английском языке есть прекрасное слово-гибрид staycation, образованное от stay — оставаться, и vacation — отпуск. Появилось оно в начале 2000-х, с лёгкой руки то ли канадского комика Брента Батта, то ли журналиста Терри Мэсси из американской газеты The Sun News. Но настоящую популярность приобрело в 2020-м, когда проводить отпуска или выходные дома, на родине, внезапно стало новой нормальностью. Свой мини-отпуск я тоже решил провести дома, точнее, в граничащей с Подмосковьем Калужской области.

На Берлинго: путешествуем по Калужской области за рулём неформатного компактвэна
© Motor.ru

Что интересно, ёмкого лексического аналога стейкейшену в русском языке до сих не появилось. Сам же англицизм по понятным причинам не прижился. Поэтому мы не устраиваем «домоотпусков», а развиваем внутренний туризм. Чаще это ассоциируется с поездкой в Крым или на курорты Краснодарского края. Реже — с чем-то неформатным. Но даже для организации любого нестандартного отдыха сейчас не нужно ничего делать — можно прийти на всё готовенькое. Вот я и воспользовался одной из программ путешествий выходного дня «В город N» и вместе с семьёй отправился в поездку по Калужской области.

Впереди нас ждали заповедное Галкинское болото, арт-парк «Никола-Ленивец» и «Боровская Амазония». Все эти места находятся всего в нескольких часах езды от Москвы — но о них я слышал лишь краем уха. Организаторы назвали маршрут «Стояние на Угре» (позже станет понятно, почему) и в два неполных дня утрамбовали программу аж на целую неделю, выбрав только малоизвестные — но от этого не менее интересные — локации без толп туристов.

Berlingo Multispace оснащается бензиновым двигателем 1.6 мощностью 115 л.с. или дизелем того же объема — при скромной мощности 90 л.с., он выдает внушительные 230 Нм крутящего момента уже с 1750 об/мин и расходует «по паспорту» всего 5 литров топлива на 100 километров. Оба двигателя по умолчанию оснащены «механикой», но для бензиновой версии можно заказать и автомат — 6-ступенчатый японский Aisin. Именно такая модификация побывала в наших руках.

Формат таких путешествий предполагает наличие автомобиля. Подойдёт любой — от малолитражки до кроссовера. Главное — в нём должно быть удобно, ведь за рулём вы проведёте часов десять, не меньше. Вдобавок местами придётся съезжать на ухабистые грунтовки. Следовательно, чем выше дорожный просвет, тем лучше. У нашего Citroen Berlingo Multispace под порогами где-то 175 миллиметров, плюс металлическая защита картера уже с завода — и, забегая вперёд, скажу: этого более чем достаточно. А проехать 500–600 километров по не самым лучшим дорогам для него — раз плюнуть. Коммерческие версии Berlingo и не такое видали.

Удобство и практичность Berlingo начинаются с его компоновки. Например, он на четверть метра с лишним короче седана С4, а вот колесная база у него даже на пару сантиметров больше. Компактный, но очень вместитетльный
Широкие сдвижные двери по обоим бортам — как на «взрослых» минивэнах. Кстати, помимо широкого и высокого проёма у таких дверей есть еще одно достоинство, не очевидное с первого взгляда, но понятное всем родителям. Такой дверью дети не смогут ударить соседнюю машину на парковке, как бы резко они её не открывали

Общий сбор рано утром на Киевском шоссе. Получаем рацию для связи с головной машиной и вместе с остальными экипажами выдвигаемся по направлению к первой локации. В Берлинго сидишь, как в аквариуме (площадь остекления — 4,35 квадратного метра) — одно из преимуществ компактвэнов. Места над головой море. Дети на заднем ряду сразу умолкают и начинают смотреть по сторонам через огромные окна. Пока толкаемся в пробках, отвечаем на каверзные вопросы викторины организаторов и расширяем кругозор.

Проезжаем Апрелевку, которую раньше звали по имени местной речушки Опреловкой, от слов «прелый» и «преть». Через несколько километров справа промелькнул ресторан «Дубрава» (в 1970-х он назывался «Три поросёнка»), где бывали Леонид Брежнев, Роберт Кеннеди, Юрий Гагарин и Фидель Кастро, — его крыша сделана из титана.

Ещё одно открытие связано с Берлинго: по всему салону то тут, то там натыкаешься на отсеки и нишы для мелочёвки — есть даже «антресоль», как у маршруток. Распихали по ним бутылки с водой, салфетки и другой «походный» скарб. Уже позже я узнал, что таких отсеков здесь 16, а их общий объем равен 80 литрам — четверти багажника Смарта!

Блуждающие ключи

Через полтора часа остановка. Пока техническая. Расположились с детьми прямо в багажнике. В Ситроене он по-настоящему огромный; а если убрать второй ряд, можно впихнуть не то что велосипед — мотоцикл! Немного отдохнув, едем дальше. Первая локация — «Блуждающие ключи» на окраине деревни Новоскаковское. Раньше они устилали всё дно. Сейчас водоём заилился, и всё выглядит не так эффектно, как несколько лет назад. Говорят, виновато расположенное поблизости предприятие по розливу питьевой воды «Окололуга».

Даже если не двигать, не складывать и не вынимать сиденья, объем багажника под шторкой — колоссальные для легковой машины 675 литров. Если оставить только передние кресла, пространство для груза достигнет трех кубометров!
Колонна «на привале». Наш Citroen легко найти по самой высокой крыше. На которую едва ли когда-нибудь придется ставить внешний багажник

Подвесной пешеходный мост

Следующая точка куда интересней — это длинный подвесной мост через реку Угру рядом с Товарково. Дети ехали сюда целенаправленно, потому без раздумий рванули на другую сторону. Идти не страшно, плюс тренировка для вестибулярного аппарата неплохая. Сложно поверить, что весной 2013-го здесь было наводнение, и подтопило даже пешеходную часть. На правом берегу начинается национальный парк «Угра». А ещё в ста метрах от моста стоит отреставрированная церковь Рождества Христова, заложенная в 1900 году. Вниз по течению — мемориал в честь Великого стояния на реке Угре осенью 1480 года.

Галкинское болото

Путь от моста до Галкинского болота занял не больше часа. Французский вэн оказался комфортным и для пассажиров, в том числе и на приличных «шоссейных» скоростях. Разве что бензиновый мотор 1.6 стоит хорошенько раскручивать, чтобы уверенно держаться в потоке. Теперь мы на особо охраняемой природной территории. Сюда пускают только по пропускам. На въезде встречаем вооружённый патруль на УАЗике. Шутят, что оружие им выдали для защиты и от зверей, и от людей. Чтобы увидеть здешние красоты, нужно пройти минут 10–15 пешком — но оно того стоит. Эта часть национального парка «Угра» открыта для посещения, а ещё есть заповедные участки, куда не пустят ни под каким предлогом.

Галкинское болото искусственное. Оно образовалось на месте старых торфоразработок, относится к виду верховых, то есть подпитывается от атмосферных осадков, и вообще больше похоже на таёжное. Возраст местных торфяных залежей по последним прикидкам — 8–9 тысяч лет. Здесь останавливаются перелётные птицы, а на постоянной основе живут два вида чаек: озёрная и сизая. Водоёмы также облюбовали бобры и выхухоли. Туристы могут ходить лишь по деревянным настилам; спускаться на мягкую поверхность земли — только с разрешения гида и в специальных местах. Иначе можно нарушить хрупкую экосистему.

Никола-Ленивец

После прогулки по болоту обедаем наваристым супом, пьём чай и кофе. Небольшая передышка, и снова прыгаем в Берлинго. Дорога до следующего объекта, «Никола-Ленивца», — испытание для любой машины. Про асфальт здесь не слышали, зато про ямы, судя по всему, знают всё. Руль бьётся в руках, салон наполняется разнообразными звуками. Подвеске не по душе резкая смена покрытия, но тряска терпима. Чего не отнять у Ситроена, так это легковых повадок: на повороты руля автомобиль откликается мгновенно и даже по грунтовке идёт почти как влитой. Хочется опустить стёкла и приоткрыть задние форточки (на втором ряду окна лишь слегка откидываются по ходу движения), но пыли столько, что за ней уже не видно соседнюю машину.

Доезжаем до парковки. Она практически вся занята, поэтому приходится вставать вплотную друг к другу. Обе задние двери у нас сдвижные — несомненный плюс, когда на втором ряду двое детей. «Никола-Ленивец» — крупнейший ленд-арт парк в Европе. Все разбросанные на его территории объекты мы не успели бы посмотреть и за день — выбираем только основные.

Это похожий на декорацию к фильму про инопланетное вторжение Бобур (металлический каркас высотой 22 метра, оплетённый берёзовой лозой); огромный деревянный мозг «Вселенский разум» (изогнутые балки с зеркальными пластинами); батут «Скорая Тропа»; и, конечно же, Маяк (собран за три месяца из ветвей вязов без единого гвоздя). Из окна машины или на бегу смотрим на арку «Белые ворота»; «Позолоченного тельца», символизирующего быка с Уолл-стрит; и ротонду с множеством дверей.

Боровск

Уже вечером выдвигаемся в сторону Боровска. В городе мы проведём весь следующий день, а пока ужин и заселение в мотель. День на свежем воздухе даёт о себе знать — засыпаем как убитые. Утро воскресенья начинается с поездки в Пафнутьево-Боровский монастырь. На парковке рядом с ним мы оставляем машины и едем к Всероссийскому научно-исследовательскому институту физиологии, биохимии и питания животных. Отсюда начинается сплав на катамаранах по реке Протва — из-за густой растительности по берегам эти места ещё называют «Боровской Амазонией». Минут через 30–40 мы причалим в паре шагов от центра города и отправимся на экскурсию. Оказывается, у Боровска неожиданно богатое историческое наследие, и отчасти оно связано… с космонавтикой.

Здесь жил и работал Константин Эдуардович Циолковский. Местные считают, что именно в Боровске учёный начал мечтать об освоении космоса и придумал так называемый космический лифт, хотя саму идею высказал уже после переезда в Калугу. В Боровске также преподавал философ-футуролог Николай Фёдорович Фёдоров (фамилия по отцу — Гагарин!). Он известен тем, что ещё в XIX веке сделал ряд удивительно точных предсказаний, например, говорил о глобальных экологических проблемах, синтетической еде и однополых семьях. А идеями Фёдорова об освоении космического пространства вдохновлялся даже сам Циолковский.

Ещё в Боровске много музеев (есть даже музей компьютеров) и церквей. В одну из них — Благовещенский Кафедральный собор — мы заглянули и поднялись на колокольню. Дома ближе к Протве украшают «Боровские фрески» — так называют рисунки, созданные местным художником Владимиром Овчинниковым. Сейчас Овчинникову 83 года и он продолжает, что называется, творить. По некоторым данным, фресок уже больше ста, и многие из них автор наполнил любовью к городу и его истории. Наше двухдневное путешествие по Калужской области заканчивается ближе к вечеру, у святого источника и купели Храма Покрова Пресвятой Богородицы. Дети в восторге и уже планирует следующую поездку. Возвращаемся в Москву. Бортовой навигатор говорит, что до пункта назначения три часа…

Итог

Уже по приезде пытаюсь собрать свои впечатления в кучу. Во-первых, выходные определённо удались. Маршрут продуман до мелочей, потому не чувствуешь себя усталым и разбитым, как это часто бывает. Во-вторых, вопреки ожиданиям, Berlingo неплохо выступил в роли семейного шаттла. Прекрасная обзорность, грамотно организованный салон (неслучайно в названии есть слово Multispace), столики в спинках и складывающиеся/снимающиеся три раздельных задних сиденья — всё это пригодится не только в дальних путешествиях, но в обычной жизни.

Система контроля тяги Grip Control работает в связке с системой стабилизации ESC и при необходимости поможет преодолеть трудные участки. Раз полного привода нет, на помощь приходит электроника

В чем-то Berlingo напоминает кроссовер: короткие свесы, высокая посадка и большой дорожный просвет. Да, полного привода нет. Но ведь его нет и у большинства бюджетных кроссоверов, которые вы видите на дороге. При этом водителю Citroen помогает система Grip Control — она распределяет крутящий момент между колесами передней оси в зависимости от типа покрытия. Например, в режиме «Песок» тяга между передними колесами будет делиться строго поровну, как будто заблокирован дифференциал. Так шансы завязнуть меньше. А в режиме «Грязь» система отправит максимум крутящего момента на колесо с наилучшим зацепом.

Компактвэн на платформе коммерческой модели, выносливой и при этом недорогой, может стать альтернативой и кроссоверу, и универсалу, и минивэну. Кстати, где они, универсалы с минивэнами? И где кроссоверы, которые с тем же набором оборудования уложатся в 1,6 миллиона рублей? Berlingo Multispace отнюдь не спартанец: лобовое стекло обогревается по всей площади, медиасистема на Android с 7-дюймовым сенсорным экраном подключается к интернету, можно заказать камеру заднего вида, а круиз-контроль и вовсе включен в стандартное оборудование.

Проявились ли в пути недостатки? Разве что неизбежная большая парусность — она заметна, когда навстречу проезжает фура или автобус. Можно посетовать на малую мощность — всего-то 115 лошадиных сил, зато бензиновый мотор отличился скоромным аппетитом, а автомат — понятной логикой работы.

Berlingo Multispace едва ли станет выбором активного драйвера или холостого пижона. Но если считать деньги вас научила ипотека и если вы знаете, для чего нужны крепления Isofix, — присмотритесь к нему. Скорее всего, Citroen закроет все ваши потребности, которые большинство бюджетных машин просто не смогут вместить. /m

Вековой авангард

Motor.ru: главные новости