Другая литература нашего времени

Этот очерк я хотела бы посвятить встрече с известным современнымписателем Сергеем Сибирцевым, состоявшейся 22 октября этого года вЦентральном Доме Литераторов. Однако, начав только набрасывать планпредстоящего очерка, я обнаружила перед собой ряд весьма любопытныхвопросов, краткому ответу на которые я хотела бы посвятить это небольшоевступление.

Другая литература нашего времени
© Свободная пресса

Русская литература. При этих словах любой культурный человек сразувспоминает Толстого, Достоевского, Булгакова… перечислять можно долго,много и с удовольствием. И эти имена, и произведения (действительно,великие!) этих авторов навсегда останутся в сердцах людей. Но это то, чтобыло. А что же в наличии теперь? Этот вопрос я задала себе в первуюочередь. Я задавшись им, я попыталась припомнить, а каких современныхавторов я знаю на данный момент? Таких вот, чтобы как говорится,«глаголом жгли сердца людей». Оказалось, что немного (литератураразнообразного развлекательного жанра тут не в счет).

Первое имя, которое мне пришло на ум – это Юрий Поляков. Вот ктодействительно «жжет глаголом». Изящные, иногда с нотками ироничности,иногда с нотками абсурда, произведения Полякова заставляют задуматься,задать себе определенные вопросы. Так, хорошо. А кто еще? ЗахарПрилепин. Таким образом, оказалось, что действительно стоящих авторов можно пересчитать по пальцам одной руки… Печальный вывод. Однако, подумав еще немного, японяла – именно эти немногочисленные писатели, которые действительно могут поставить перед ищущим человеком серьезные вопросы, именно они иесть наша «другая литература», истинная предтеча новой великой русскойлитературы. Эта мысль подняла мне настроение, в основном потому, чтосреди прочих имен я вспомнила о Сергее Сибирцеве. Его творчество – пример «иной» литературы.

22 октября в ЦДЛ состоялась встреча с этим автором в рамках презентации его двухтомника «Государственный палач» и «Приговоренный дар». В этой встрече принимали участие многие известные люди, писатели, поэты, ученые, государственные деятели, работники сферы искусств.

Говорить о творчестве Сергея Сибирцева и просто, и одновременно сложно. Просто, потому что, характеризуя его путь в литературе, можно сказать, что он был не то, чтобы легким, но был нетрудным. Как сказал об этом писатель Алексей Шорохов: «Сергей Сибирцев вошел в русскую литературу 90-х годов, как нож в масло, легко, непринужденно», практическисразу обретя доверие и приветствие мэтров тогдашней литературы. Сложно, потому что Сибирцев отличается от современных мейнстримовых авторов, по словам того же Шорохова «пишущих по контракту по одному роману в год», как ангел отличается от дьявола, в первую очередь своим философским, созерцательным отношением не только к своему труду как писателя, но и к своим произведениями. Именно это, помимо важных и действительно острых вопросов, которые ставятся в его произведениях, своеобразного посыла, иликак бы сейчас сказали, мессенджа, позволяет Сибирцеву пребывать в пространстве вне рамок, тех самых рамок, которые делают нашу литературу тем самым мейнстримовым кормом.

Как было справедливо замечено, без Сибирцева невозможно представить нашу новую литературу нашего нового времени. Если говорить о двух романах, которым был посвящен этот вечер, то можно сказать, что по стилистике это романы-абсурды, жестко характеризующие не современную жизнь, но современное Бытие при вынесении за скобки самого времени их создания. В этом проявляется некое их пророческое предчувствие.

Рассуждая дальше о творчестве Сергея Сибирцева, необходимо отметить их особый философский посыл, особую идею, характерную отчасти для философии переходной эпохи, своеобразной философии излома. Как справедливо заметил, выступая на той же встрече, доктор философских наук Петр Калитин: «Речь идет о творчестве эсхатологического накала, когда уже исчезли привычные представления Бога и того же Бытия». И это как раз идея о смерти человека. Не Бога, если вспоминать Ницше, а именно человека как образа и подобия Божьего. И эта идея (а особенно ярко это проявилось в романе «Приговоренный дар») идет у Сибирцева на некоем подсознательном, или точнее, бессознательном уровне. И это составляет основную часть танатологии романов Сибирцева. Также Калитин отметил еще одну немаловажную особенность романов Сибирцева: «В романах Сибирцева, и«Приговоренный дар как раз об этом, самое честное помогает людям, убиваяих, если они оказываются нормальными», подчеркивая особую танатологичность философского посыла произведений, приведя слова самого Сибирцева: «Современному человеку, если он хочет остаться человеком, нужно держаться за свою смерть, по отношению к которой он жив и победитель».

Таким образом, можно сказать, что представленные на встрече в ЦДЛ романы Сергея Сибирцева «Государственный палач» и «Приговоренный дар» — это взгляд в бездну, это путешествие по кругам абсурда, подобное путешествию Вергилия по кругам дантовского ада. И возможно, именно это, а также, те вопросы и проблемы, которые эти романы представляют, позволяют им не терять актуальности в нашу современную экзистенциалистски абсурдную эпоху.

Возвращаясь к самой встрече, можно отметить, что прошла она в теплойдружеской обстановке. Поздравить Сергея пришли знакомые и близкие друзьяпо писательскому цеху и просто деятели искусства. Было произнесено многодобрых и хороших слов как в честь самого виновника торжества, так и в честь представляемых им произведений. Открылся вечер приветственным, по доброму пафосному адресу от руководства ЦДЛ в лице Натальи Познанской. Что до формального перечисления изволивших посетить торжество — то пожалуйте: список довольно внушительный. Перечислим некоторых из них. Тут и Алексей Шорохов (проницательный критик и проникновенно православный поэт), что со сцены выдал букет метких характеристик творчества Сибирцева: «…произведения Сибирцева напоминают Кафку: фантасмагоричные, страшные, с предчувствием распада Великой страны. Но люблю я его не за них… Без Сергея Сибирцева невозможно представить русскую литературную жизнь начала 2000-х». Также Алексей Шорохов отметил, что Сибирцев пишет очень много отзывов, рецензий, много молодых литераторов проходит через его руки, многим он помогает. Как отметил позже один из выступавших, которому в свое время помог Сибирцев: «Каждому молодому автору важно найти своего Сибирцева».

Ольга Муравич, юрист, психолог, и вместе с тем замечательный поэт и писатель, презентовала виновнику торжества, по ее словам, «Сфинксу и Марку Аврелию современной литературы», занятно оформленную мини-поэму, опять-таки посвященную как самому Сергею, так и его творчеству. Следом за Петром Калитиным слово получил Илья Пряхин, романист и публицист. В своем выступлении он обратил внимание на философское значение произведений Сибирцева, определив их жанр как «пророческую антиутопию». Также была отмечена роль Сергея Сибирцева в создании «Клуба метафизического реализма». Кроме того, в своем выступлении Илья Пряхин коснулся еще одного события, которое имело место в этот вечер. Это возрождение журнала «Отечественные записки». Отметились своими поздравлениями поэт Всеволод Емелин и писатель и предпринимательВладимир Елин.

Выступил на вечере и главный редактор журнала «Отечественные Записки» Сергей Шулов, также выразивший почтение автору и презентовавший очередной номер журнала, подчеркнув его элитарность и уникальность для современной литературы и современного общества. Говоря об образовании культурного центра «Отечественные записки», Сергей Шулов упомянул о капустниках, которые проводил этот центр. Саундтрек этих капустников представила композитор Елизавета Тереньтьева, исполнив свое произведение «Черный бархат». Сразу после выступал Александр Простакишин, представив свою книгу «Беседы на предложенную тему» и презентовав памятные экземпляры присутствующим. На этих людей также стоит обратить внимание, так как благодаря им собственно и состоялась сама книга А. Простакишина; и кроме того, все они весьма достойные внимания люди: Дмитрий Панкин (полковник полиции, сотрудник московского Управления по контролю наркотиков МВД), Евгений Гусев (шесть раз участвовал в качестве эксперта в передачах, которые легли в основу этой книги. Актер театра и кино, режиссер-постановщик, продюсер, директор театра ТЧК), Павел Дроздов (полковник в отставке).

Среди гостей Сибирцева присутствовали его старинные друзья и коллеги, руководители литературного приложения Независимой газеты» «ЭКСЛИБРИС»: Евгений Лесин, поэт, публицист и Андрей Щербак-Жуков, поэт, прозаик, публицист. На вечере присутствовали и такие уважаемые люди, как Анатолий Сивушов, старинный друг Сибирцева, знаменитый кинопродюсер и главный руководитель легендарного проекта — сериала «Бригада». Александр Михаленко, режиссер и ведущий продюсерского центра Союза ПисателейРоссии, вел отдельную сьемку Клуба и подарил спич сердечный от микрофона. Также VIP-гость: Владимир Масловский, доктор физико-математических наук, профессор, публицист, знаток древних славянских наречий и письменности, Олег Федоров, давнишний друг Сибирцева, известный художник, режиссер, арттерапевт, автор замечательного эссе оСибирцеве: «Странник бездн земных и иных», опубликованном в томе«Приговоренный дар».

Стоит отметить известных уважаемых авторов, которые присутствуют в этом же избранном томе с эссе о творчестве автора: Николай Переяслов и Дмитрий Силкан. А также Игорь Панин, поэт, публицист, давний друга автора двухтомника, в интервью с которым Сибирцев впервые раскрывае тайну своей старинной дворянской фамилии и делится многими подробностями своей творческой жизни.

С благодарностью был отмечен писателем и редактор двухтомника Генриетта Хиекканен, именно ее отменный профессионализм и неравнодушие и сотворили этот чудесный стильный подарок современным читателям. А писатель и кинодраматург Юрий Чумаков был главным техническим помощником при составлении сего труда. Ирина Арчакова, почитатель творчества Сибирцева выступила в качестве продавца его 20 томов. А Лев Алабин, поэт и театральный критик, весьма душевно и многозначительно улыбался автору.

Незримо присутствовали давние друзья Сибирцева: Людмила Лаврова, литературный критик, публицист, автор многочисленных эссе о творчестве Сибирцева, многие из которых вошли в основные библиографические академические энциклопедии и словари, Владимир Винников, известный публицист и литературный критик; его давнее эссе «Государственный Плач» автор считает одним из первых и лучших, которое расшифровывает метод его творческих поисков. Незримо присутствовал на вечере и генеральный директор ИД РИПОЛ КЛАССИК Сергей Макаренков, давнишний и настоящий почитатель творчества Сергея Сибирцева. Было прислано и зачитано на вечере поздравление от Юрия Рябинина, который красочно отметил эстетику и уникальный стиль Сергея Сибирцева.

Прекрасным и душевным завершением вечера стало выступление музыканта и композитора Сени Сона, который исполнил джазовые фантазии на тему произведений Бетховена и Шопена. Завершить хотелось бы словами философа Юрия Мамлеева: «Роман попадает в цель в сердцевину безумной, виртуальной жизни нашей планеты конца тысячелетия». А посему, и эти романы, и этот автор долго будут актуальны и желанны для новой литературы и для ищущего нового человека.