Разрезанные картины, сразу три «Демона» и поздняя графика: в Москве открывается выставка Врубеля

В Третьяковке 3 ноября открывается масштабная выставка Врубеля к 165-летию художника. Выставляют сразу три сотни полотен главного мастера эпохи модернизма и символизма. В последний раз такое было 65 лет назад.

Разрезанные картины, сразу три «Демона» и поздняя графика: в Москве открывается выставка Врубеля
© BFM.RU

В этот раз можно увидеть в одном пространстве врубелевские работы из собраний Третьяковки и Русского музея. Предыдущая выставка в Москве была в 1997 году, но тогда показывали работы только из фондов Третьяковки и столичных частных собраний.

Экспозицию выстроили не в хронологическом порядке, а в виде цепочек из похожих сюжетов. Например, мотив морской царевны начинается с костюма, который художник создал для своей жены, известной певицы Надежды Забелы-Врубель, которая была первой исполнительницей партии Волховы в опере «Садко». Потом этот же мотив встречается в ее портрете, майоликовой скульптуре, на блюде и в картине «Жемчужина».

Главное — донести все смыслы и параллели до сегодняшнего, цифрового поколения, считает куратор выставки Ирина Шуманова:

Ирина Шуманова куратор выставки «Общаясь с произведением искусства, нынешнее поколение очень часто заменяет его информацией о нем, его цифровой копией. А вот восприятие живописи как таковой, движущейся, живущей, дышащей, какой она и является у Врубеля, метод художника, способ его мышления — разговор об этом возникает очень редко. Вот наша выставка о живописи как таковой, один из современников написал, что Пушкин был дан человечеству, чтобы явить собой идеал поэта, а Врубель — идеал живописца. Это чистая живопись в ее самой совершенной форме».

В Третьяковке сразу на трех этажах воссоединятся разрозненные циклы работ, например «Бессонница», и даже в буквальном смысле разрезанные полотна Врубеля. К примеру, его «Пророк», половины которого находятся в Москве и Петербурге. В одном из залов покажут сразу трех «Демонов». Впервые собрали так много поздней графики: более 200 работ.

Безумие художника представляют не как болезнь, а как инакомыслие. Интерес к выставке огромный: в первые два часа продаж раскупили тысячу билетов. 2 ноября вечером выложили новую партию на нерабочие дни с третьего по седьмое ноября. Комментирует искусствовед и коллекционер Сергей Подстаницкий:

Сергей Подстаницкий искусствовед и коллекционер «С одной стороны, профессионалы, конечно, очень ждут, потому что очень интересно посмотреть, что выставят, будут ли какие-то новые вещи, как Третьяковская галерея отнесется к тем переатрибуциям вещей, например, которые были сделаны за последнее десятилетие. Но с другой стороны, я думаю, что и для публики очень важное событие, потому что Врубель, безусловно, красивый художник, которого просто интересно смотреть, даже особо не погружаясь в контекст искусствознания. Вообще, Врубеля, с одной стороны, показывают раз в несколько десятилетий, с другой стороны, каждый раз эта выставка немножко под новым углом в зависимости от времени, идеологических веяний, чаяний. Вне зависимости от того, нерабочие дни, рабочие дни — все равно ажиотаж будет. Это будет, несомненно, очень успешная, в том числе в коммерческом плане, по количеству посещений выставка».

Выставка в Третьяковке продлится до марта, а потом полотна уедут в Петербург.