Сточные ходы: в России модернизируют ливневки в городах

Власти планируют модернизировать ливневую канализацию в городах. Вице-премьер Марат Хуснуллин поручил Минстрою представить предложения по решению этого вопроса, сказано в протоколе совещания у чиновника (есть у «Известий»). По словам экспертов, в большинстве российских городов ливневая канализация изношена на 60–90%, а в иных и вовсе отсутствует. На модернизацию стоков в крупных городах может потребоваться не менее 250 млрд рублей, оценили специалисты. Актуальный вопрос Зампред правительства Марат Хуснуллин поручил Минстрою до 15 октября 2021 года представить предложения по модернизации ливневой канализации. Об этом сказано в протоколе совещания у вице-премьера, с копией документа ознакомились «Известия». — Модернизация ливневых канализаций в городах — это актуальный вопрос, который обсуждался в рамках совещания у заместителя председателя правительства. До поступления материалов от Минстроя говорить о конкретных мероприятиях преждевременно, — сказали «Известиям» в аппарате Марата Хуснуллина. В Минстрое «Известиям» сообщили, что строительство ливневок следует синхронизировать с благоустройством территорий, развитием дорожного хозяйства, реконструкцией очистных сооружений. Сегодня всё больше городов разрабатывают мастер-планы, и на этапе их формирования крайне важно учитывать строительство и реконструкцию коммунальных сетей, в том числе и ливневых канализаций, подчеркнули в ведомстве. — На данный момент Минстрой ведет проработку предложений по реализации мероприятий, направленных на модернизацию ливневой канализации. Предложения будут разработаны и представлены в правительство РФ в установленный срок, — сказали в министерстве. Одна из основных проблем в сфере ливневой канализации, которую нужно решать в первую очередь, — недостаточно проработанное нормативное регулирование, поделилась мнением с «Известиями» исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. В частности, сегодня в законодательстве нет обязательных требований к обустройству автодорог в населенных пунктах системами поверхностного или подземного водоотвода. В итоге вода застаивается на дорогах, разрушает их и ухудшает условия движения транспорта, отметила эксперт. — Ливневая канализация почти во всех городах России требует модернизации. Особенно остро проблема стоит на юге страны, где обычно больше осадков. В числе главных проблем — отсутствие очистки стоков, недостаточная пропускная способность канализации, а в некоторых населенных пунктах ливневки нет вообще, — сказала руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое Ирина Булгакова. Зачастую из-за дефектов конструкции и содержания внешней ливневой канализации затапливаются улицы, пешеходные переходы, железнодорожные вокзалы и пути, станции метро в крупных городах, добавил член комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Дмитрий Гордеев. На ремонт ливневой канализации в крупных городах в течение двух-трех лет может потребоваться не менее 250 млрд рублей, оценил эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук. Учитывая степень износа ливневых канализаций во многих городах от 60 до 90%, только в 100 крупных агломерациях России на их модернизацию нужно потратить порядка 500 млрд рублей, отметил, в свою очередь, председатель комиссии по проектному финансированию общественного совета при Минстрое РФ Рифат Рузилевич Гарипов. Например, только километр ливневого коллектора в зависимости от региона обходится в 25–50 млн рублей, уточнил генеральный директор РАСК Федор Выломов. Реальные перспективы Нередко отсутствие ливневой канализации обусловлено спецификой выделения средств при строительстве и ремонте дорог по федеральным программам, указал Федор Выломов. На нее не выделяются средства, поскольку содержание и модернизация ливневок, как правило, финансируется за счет региональных бюджетов, пояснил он. Также проблемы зачастую связаны с ошибками при благоустройстве — скопление воды происходит на пешеходных зонах, отметил Павел Склянчук. — Поскольку ливневка относится к муниципальным полномочиям, единых требований по ее организации нет. Задача Минстроя — в первую очередь создать рамочную нормативно-правовую базу и запросить в регионах информацию о состоянии ливневых канализаций, — сказал он. После могут появиться пилотные города по комплексному обновлению ливневок, а также ужесточено наказание за нарушение правил эксплуатации ливневых канализаций, полагает Павел Склянчук. — Должны быть разработаны конкретные критерии для модернизации, причем учитываться не только сам износ систем водостоков, но и климатические, ландшафтные характеристики наших городов, — считает депутат Государственной думы Николай Алексеенко. Также он отметил, что сами проблемы ливневок могут быть совершенно разного характера и масштаба: например, где-то водостоки засорились листвой или мусором и необходима очистка, где-то устарела система водостока — нужны ремонт и модернизация. Поэтому на каждую из возможных проблем должны быть разработаны отдельные мероприятия по их решению, уверен парламентарий. Сейчас ливневки содержат в основном за счет средств областных и местных бюджетов, а также юрлиц (например, заводов, офисных и торговых организаций), и денег недостаточно, отметила Елена Довлатова. — Целесообразно ввести финансирование содержания со стороны федерального бюджета или граждан, когда рассчитывается коэффициент водостока территории дома на квадратный метр жилья, — считает она. Финансирование модернизации ливневой канализации в масштабах страны необходимо вести не только с участием федерального центра, но и с помощью государственно-частного партнерства, предложил Рифат Рузилевич Гарипов. Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook

Сточные ходы: в России модернизируют ливневки в городах
© ГОРОБЗОР.РУ