Как дачные театры начала ХХ века повлияли на культуру

Дачники возвращаются в город, сезон приусадебный почти на исходе. Зато театральный только стартовал. Но разве мельпомене и талии, музам трагедии и комедии, есть дело до такого чисто русского явления, Как дача? Представьте, да. «Вечерняя Москва» вспоминает, как дачные театры начала ХХ века повлияли на культуру.

Как дачные театры начала ХХ века повлияли на культуру
© Вечерняя Москва

Главная героиня чеховского «Вишневого сада» декламировала в январе 1904 года: «Дачи и дачники — это так пошло, простите». Что она имела в виду? В начале XX века под словом «пошлость» понималась не советская «аморалка», а нечто совершенно иное. Это было синонимом обыденности, безвкусицы, ширпотреба и даже нынешней попсы. Нечто не эксклюзивное, не тонкое.

Пошлостью вернувшаяся из Парижа помещица назвала отнюдь не мангалы и грядки на привычных нам шести дачных сотках. Претензии относились к массовой дачной культуре Серебряного века, центральной частью которой был, как ни странно, театр. И уж кому как не заядлому дачнику и еще более заядлому театралу Антону Павловичу Чехову знать об этом. Дачные театры в рамках подмосковного досуга конца XIX и начала XX века действительно были невероятно популярны. По степени распространения их можно сравнить разве что с нынешними социальными сетями «Инстаграм» и «ТикТок».

Буквально в каждом более-менее крупном дачном поселке (или по-нынешнему СНТ) существовал свой «круг» и дачный театр. Разброс по уровню профессионализма — от домашней самодеятельности до полупрофессиональных экспериментальных площадок. На таких бывали и Шаляпин, и Блок.

Культуролог, аспирант кафедры мировой литературы и культуры, преподаватель МГИМО Валерия РябченкоШац считает, что из всей плеяды подмосковных дачных театров самым инновационным и авангардным для своего времени был Абрамцевский.

— Он оказал огромное влияние на весь русский Серебряный век. В те годы усадьбой Абрамцево владел известный русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов. Он не только объединил вокруг себя художников, но и многих других деятелей искусства. Это объединение известно как мамонтовский, или абрамцевский кружок. В него входили такие мэтры, как Врубель, Серов, Репин и другие. Впоследствии Абрамцево оказало огромное влияние на Московский художественный театр Станиславского, а также на русские сезоны Дягилева в Париже. На сцене Абрамцева бывал даже Федор Шаляпин. Из новаторских приемов этой площадки можно выделить, например, нарочитую зрелищность. И это не удивительно, ведь за спецэффекты, или, проще говоря, за декорации, там отвечали лучшие художники своего времени. Те же Поленов и Васнецов. Сам Мамонтов брал на себя роль режиссера.

Снобизм и ханжество главной героини чеховского «Вишневого сада» неуместны еще и потому, что дачные театры эволюционировали из усадебных помещичьих.

— Само явление дачного театра имеет довольно давнюю и почетную историю. Его истоки относятся к концу XVIII века. Речь идет о предтечах дачных театров — театрах усадебных. Конечно, их труппы по большей части состояли из крепостных, но на сцену могли выйти и приглашенные актеры. Примером может послужить усадьба Ольгово — имение Апраксиных. Эта чета была очень знаменита и прогрессивна. Оба супруга покровительствовали искусствам. Жена Апраксина, Екатерина Голицына, между прочим, дочь пушкинской Пиковой дамы. Сами хозяева тоже частенько выходили на подмостки — лично принимая участие в постановках. Князь Вяземский, который тоже играл в этом театре, даже посвятил этому стихотворение, — рассказывает искусствовед.

Конечно, до отмены крепостного права театр оставался уделом и привилегией высших слоев общества. Как и владение комфортабельным загородным жильем, если речь, конечно, не идет о крестьянской избе.

Однако после 1861 года и ближе к XX веку и эпохе царствования Николая II близ крупных городов, таких как Санкт-Петербург и Москва, возникают крупные дачные поселки. Жители столиц, среди которых много разночинцев и нетитулованных, небогатых дворян, а также служивых людей, выезжают туда на летний сезон — с семьями за город.

Примерно как и сегодня. Но если сейчас дачники предпочитают отгораживаться друг от друга неприступными заборами, бороться с одуванчиками и готовить что-то на мангале, то тогда все было иначе. Начнем с того, что заборы в принципе не были приняты на дачах.

— Дача — это уникальное русское явление. Само слово не переводится ни на один язык мира. То есть, скажем, по-французски дача так и будет la datcha. Это слово вошло в мировые языки из русского. Прямо как «спутник» и «погром». Аналогов нет. И понятия такого нет, — продолжает Валерия Рябченко-Шац. — Дачники жили довольно открытой жизнью. Без оград. Если хозяин дачи сидел на своей террасе — это был условный знак того, что в доме готовы принять гостей. Соседи ходили друг к другу в гости и много общались. Получался некий условный круг, или сообщество своих людей. Люди же это были, как правило, образованные и не обремененные ежедневной необходимостью работать. Свободного времени в избытке. Телевидения и радио нет. И вот по образу и подобию таких усадебных театров, какой был некогда у Апраксиных, возникают десятки театров дачных.

Конечно, не все были масштаба Абрамцева. И далеко не каждый мог пригласить к себе Шаляпина. Но самих театров и сообществ было много. Такое яркое, красивое и очень тонкое явление русского Серебряного века. В Подмосковье известные дачные театры существовали в Лосиноостровском, Богородском, Перловке, Пушкине, Вешняках, Сокольниках, Сходне и Малаховке. Последний, Малаховский, пользовался огромной славой и успехом. Неслучайно другая чеховская героиня, актриса Нина Заречная из «Чайки», по сюжету начинала свою карьеру именно в нем. Первое здание этого театра сгорело, но в 1912 году Малаховский театр был отстроен вновь. Он стал настоящей достопримечательностью Первопрестольной и ее пригорода. Фасад здания спроектировал лично Федор Шаляпин, а декорации создавал Коровин. В 1916 году на сцене этого театра дебютировала юная актриса по фамилии Фельдман. Сейчас ее знают как Фаину Георгиевну Раневскую.

Другой дачный театр существовал в подмосковном Пушкине. Расцвет подмосковной театральной жизни пришелся на нулевые и десятые годы XX века.

— Одной из самых ярких историй, связанных с дачным театром, можно назвать роман Александра Блока и Любови Менделеевой. Они вместе играли на сцене дачного театра, находившегося в доме ее отца, русского ученого Дмитрия Менделеева. Давали «Гамлета». Блок играл собственно принца датского, а Любовь Дмитриевна — Офелию. Позже Блок посвятил этому опыту свои строки: «Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене, Безумная, как страсть, спокойная, как сон, А я, повергнутый, склонял свои колени…» Кстати, надо сказать, что дачный театр не мог не повлиять и на самого Блока — а ведь именно он наряду с Горьким возглавит в 1919 году директорию, или художественный совет, Большого драматического театра, то есть БДТ, — подчеркивает культуролог Валерия Рябченко-Шац.

Первая мировая война и последовавшая за ней Великая Октябрьская революция положат конец сперва дачной культуре, какой ее знали в русском Серебряном веке, а затем и дачным театрам — в их дореволюционном виде. Сперва хозяева отправятся на фронт Первой мировой, затем упадет уровень жизни. Позже, когда грянет революция, многие усадьбы, а затем и дачи будут попросту разграблены мародерами.

— Упадок пришелся на период революции и Гражданской войны. Позже сама питательная среда для спектаклей и всей подмосковной театральной жизни исчезнет. Дачные театры останутся фрагментом частной внутренней жизни образованных и имущих слоев России эпохи Серебряного века. Конечно, в новой эпохе, пришедшей на смену, театры будут, и внимание к ним будет повышенное. Но частная, семейная, дачная театральная дореволюционная жизнь окажется слишком хрупкой, чтобы перейти в новую эпоху и обосноваться в ней хоть в каком-либо виде и качестве, — заключает эксперт.

Возможно, с точки зрения дворянской элиты, старой аристократии, «дачи и дачники» 1904 года и были чем-то попсовым, крикливым и чересчур массовым. Оттого Чехов и вложил в уста нежизнеспособной помещицы эту надменную фразу. Но с точки зрения властей новых, большевистских, не только сами дачники были «мелкобуржуазным элементом», а их театры — не чем иным, как десятками неконтролируемых кружков, питательной средой для «контры». Воспроизводить таковую новым властям было неинтересно. И вот уже «Вечерняя Москва» от 12 июля 1926 года в разделе «Юмор» печатает анекдот: «Дачный театр напоминает анатомический: и тут, и там ни одной живой души».

Но через Станиславского, Мейерхольда и Блока эти дачные театры успели вдохнуть свою душу в МХАТ и БДТ. А значит, и в весь русский театр.