Артиста Большого театра насмерть придавило рампой во время спектакля. Почему это произошло?
Вечером, 10 октября, во время оперы «Садко» в главном театре страны погиб 37-летний артист миманса Евгений Кулеш. Он должен был отодвинуть стоявший на сцене трон, а сам — пройти вперед, к зрителям. Но артист сделал шаг назад и попал под опускающуюся декорацию.
Все случилось в глубине сцены, поэтому зрители не видели, что именно произошло. Вот что они пишут в группе Facebook «Про Театр — Teatr.Pro»:
— Это был мой седьмой спектакль «Садко». Декорация не падала, она штатно опустилась, как и все предыдущие разы. Никто поначалу даже не понял ничего и не заподозрил — ни зрители, ни дирижер, ни даже хор на сцене. Первым увидел трагедию Сергей Мурзаев, который повернулся к декорации лицом. Он и остановил спектакль. Занавес сразу закрылся, объявили технический перерыв.
— Занавес закрылся, объявили технический перерыв на 25-30 минут. Вернулись в зал, он пустой. Спектакль отменен.
Коллега погибшего артиста заявил «Московскому комсомольцу», что причиной трагедии может быть простая невнимательность. За кулисами всегда кричат «Головы!», и есть отдельный человек, который контролирует спуск рампы.
Источник «Известий» в правоохранительных органах рассказал, что из-за шума Кулеш мог не услышать, что ему пора отбегать от декорации — в тот момент на сцене находилось около 20-30 человек, а рампа — это десятитонная конструкция, которая спускается со скоростью полтора-два метра в секунду. Источник ТАСС сообщил, что артист скончался до прибытия скорой, его пытались реанимировать, но тщетно.
В Большом театре подтвердили, что смена декораций была штатной.
На случившееся отреагировал бывший премьер Большого театра, ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе. Он опубликовал в Instagram обращение к нему одной из артисток Большого по имени Елена. Она просит рассказать о том, что в театре нет техники безопасности и есть проблемы с отделом планирования. Что «Садко» — это сложнейший спектакль, но ставился он всего за месяц, и в этом сезоне было всего две репетиции. А перед премьерой артистка утверждает, что была свидетелем, как эта же декорация зацепилась за световые приборы и чуть не упала на людей. Артистка попросила экс-премьера — «не дать обвинить Женю или найти крайнего».
Также Цискаридзе написал в сторис: «Вот к чему приводит так называемая эффективная работа менеджмента театра». В пресс-службе театра на эту реплику Business FM ответили так:
«У нас в стране свобода слова. Мы не комментируем. На видео вчерашней трагедии видно все, что было, и видно, что декорации идут, как им и положено. Люди на сцене даже не поняли, что произошло в основном. Почему артист пошел под декорацию — мы не знаем».
Business FM опросила с десяток театральных критиков и журналистов, которые освещают работу театра. И почти все отказывались комментировать ситуацию, называя тему скользкой, потому что у Цискаридзе исторически конфликт с руководством Большого. Вот что на условиях анонимности Business FM рассказала одна из известных независимых театральных критиков:
«Единственное, что я могу сказать — в абсолютно нормальные, абсолютно принятые сроки, и спектакль поставлен без всякой спешки. Это суперкачественная была работа. И он поставлен выдающимися мастерами — это, в том числе, авторы спектакля, которые ставят его по всему миру. И в самом театре вся эта работа отлажена, совершенно крутейшие мастера. Но трагические ситуации случаются. Я сама вчера обомлела абсолютно от происходящего. Хай, такие реакции, доносы, раздувание скандала — есть люди, которые в этом заинтересованы, которые делают это всегда, пользуясь любым поводом. Пользоваться таким поводом — это совсем нехорошо как-то».
Похожего мнения придерживается и театральный критик Лейла Гучмазова:
Лейла Гучмазова театральный критик «Сейчас в Москве происходит передел театральной собственности. Очень громко и очень активно в театральном сообществе обсуждается смена первых лиц в крупнейших театрах. И очень не хотелось, чтобы несчастный случай стал поводом для того, чтобы против Большого театра поднялась очередная волна. Пускай уже театр работает, только оправились от пандемийных ограничений, только вздохнули — и вот опять волна. Мне очень не нравится, что все это раздувается до адских размеров. Но совершенно не хотелось бы и не хочется думать о том, что Большой театр из-за этого случая получит некие дополнительные штрафные санкции и появится повод об этом говорить».
Евгений Кулеш отслужил в театре почти 20 лет. Его приняли в труппу в 2002 году, и все это время он трудился в мимическом ансамбле. Знакомый артиста на условиях анонимности рассказал «Комсомольской правде», что незадолго до трагедии Кулеш думал об увольнении. Он говорил, что устал 20 лет делать одно и то же. «Ни карьеры, ни больших денег у него не было, давно бы уволился, если бы было куда идти», — добавил знакомый Кулеша.
После гибели актера воскресный показ оперы «Садко» в Большом отменили. Деньги за билеты вернут. Руководство театра выражает соболезнования родным и близким Евгения Кулеша.