Войти в почту

Работу полиции на митингах оплатят протестующие

ГУ МВД по Новосибирской области требует от депутата горсовета Антона Картавина и блогера Тимура Ханова компенсацию за сверхурочную работу в выходной день. Они признаны судом организаторами акции протеста в поддержку политзаключенных, состоявшейся 31 января в сибирской столице. Полицейским в этот день пришлось, вместо отдыха, стоять в оцеплении.

Работу полиции на митингах оплатят протестующие
© Свободная пресса

Сумма иска, поданного в Октябрьский районный суд Новосибирска, впечатляет – более 3 млн рублей. За работу на «несогласованном публичном мероприятии» полицейское начальство требует 3,01 млн рублей, плюс 13 тысяч рублей – расходы на бензин. Перерасход горючки объясняется тем, что сотрудников регионального управления ГУ МВД привозили аж из 11 муниципалитетов.

Характерная делать. На самой акции ни Картавина, ни Ханова не было – они находились в изоляторе временного содержания (ИВС). Депутат отбывал 10-суточное наказание за нарушение ч.2 ст.20.2 КоАП РФ – за организацию публичного мероприятия без уведомления, Ханов был помещен под арест на 7 суток по той же статье за размещение в интернете ролика с анонсом о протестной акции.

В массовых протестах 31 января в Новосибирске приняли участие, по оценкам наблюдателей, до 4 тысяч человек, по данным органов внутренних дел – от 800 до 1 тысячи. Мероприятия сопровождались рядом скандалов: одного из сотрудников МВД пресса обвиняла в нападении на журналистку портала НГС Алену Истомину – сообщалось, что полицейский, находившийся в оцеплении в Первомайском сквере, ударил девушку дубинкой по мобильному телефону.

Кроме того, другая жительница города была задержана спустя некоторое время по окончании шествия у метро «Гагаринская». Всего в тот день полиция доставила в отделение около 40 горожан, которые, как предполагают люди в погонах, участвовали неразрешенной акции.

Это дело не первое в регионе. Ранее начальство новосибирской полиции уже требовало компенсации расходов за внеплановую работу во время шествия с требованием освобождения Навального 23 января. Тогда деньги хотели получить с бывшего депутата Госдумы Аркадия Янковского, депутата горсовета Сергея Бойко и его помощников – Елены Носковец и Кирилла Левченко, а также нескольких активистов, обвинявшихся в нарушении режима отдыха работников правопорядка. Размер требований составил 2,78 млн рублей, плюс 4,6 тысячи компенсации расходов на топливо.

По мнению депутата Новосибирского горсовета Антона Картавина, новый иск силовиков – форма давления на оппозиционных деятелей:

– Это часть общей волны воздействия на активистов, которых подчас принуждают уезжать из страны из-за возбуждаемых уголовных дел, но по факту политических.

«СП»: – Ваша ситуация ограничена рамками Новосибирской области, или где-то еще полиция решила взыскать деньги с общественников за протесты?

– Моя история «федеральная» – относится не только к нашему региону. На данный момент идет около десятка аналогичных дел в других городах – Пензе, Ярославле и Омске, там уже вынесены приговоры о штрафах. При этом в Уфе суд иск отклонил. Это большая кампания давления на несогласных. Следующими на пути силовой машины могут оказаться представители системной оппозиции – та же КПРФ.

«СП»: – Вы будете поднимать вопрос на заседании горсовета?

– Мы, возможно, инициируем письмо от группы депутатов с осуждением такой практики. Но надо полагать: решение об этих исках принималось на самом верху, и, полагаю, любые законные нормы будут искажены во время этих разбирательств максимально возможным способом.

Адвокат Дмитрий Аграновский считает, что новосибирская история является продолжением громких столичных судебных тяжб двухлетней давности.

– Руководство управления МВД Новосибирской области руководствуется московским опытом 2019 года, когда аналогичные заявления в суд подавались против Любови Соболь, Ильи Яшина и некоторых других лиц. При всей моей антипатии к тем деятелям (считаю, им не место в российской политике), я глубоко убежден, что данная мера воздействия со стороны власти совершенно недопустима. Скажем, аналогичным образом можно допустить, что, предположим, к матерым преступникам, убийцам, МВД так же будет выставлять счет за их задержание. И что мы получим в результате?!

«СП»: – В судах чем могут руководствоваться, когда удовлетворяют подобные иски?

– У нас в государстве оппозиция рассматривается не как неотъемлемый элемент демократический системы, а как враг, которого, если он не сдается, уничтожают. Поэтому митинги, акции протеста, которые государство должно воспринимать как общественные сигналы, воспринимаются как враждебные выпады. Из такой логики и вытекают данные решения судов.

«СП»: – Ведет ли подобная практика к расшатыванию правовой системы?

– Подобные явления рано или поздно приведут к краху всей системы. Такого рода аномалии ведут к тому, что власть принимает решения исходя из ложных предпосылок. Скажем, наверху не просто пытаются выдать сфальсифицированные результаты выборов за истинные, но и сами верят в реальность объявленных данных. Это и расшатывает весь механизм – и от обрушения пострадают все, а не только те, кто находятся на самом верху.