«Образовательный Uber»: Как абитуриентам помогают определиться с профессией

Действующая в Пермском крае образовательная система «ЭПОС» создана для цифровизации процессов образования и обучения всех уровней. Также она обеспечивает работу систем электронных дневников, журналов и необходимых учебных материалов для всех участников образовательных отношений. Сейчас система продолжает дополняться различными модулями, в числе которых совсем новый — «ЭПОС Абитуриент-Работодатель». О его целях и задачах в интервью InScience.News рассказала заместитель министра образования и науки Пермского края Екатерина Сергеевна Черепанова.— Екатерина Сергеевна, расскажите, как появилась система ЭПОС?— В 2019 году между Правительством Москвы и Правительством Пермского края было заключено соглашение о предоставлении права использования комплексной информационной системы города Москвы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» на условиях простой лицензии. Так в Пермском крае началось создание и развитие региональной Электронной Пермской Образовательной Системы — информационной системы «ЭПОС — Пермский край». Функциональным заказчиком выступило Министерство образования и науки Пермского края, исполнителем — Министерство информационного развития и связи Пермского края. Особый успех в комплексном развитии региональной системы был определен высоким уровнем межведомственного взаимодействия и заинтересованности обоих ведомств в конечном результате.— В чем цель нового модуля?— Последовательно в систему «ЭПОС» были переведены электронные дневники и журналы всех школ Пермского края. Также за счет этой системы была реализована возможность записи детей на программы дополнительного образования — спортивные секции, различные кружки, музыкальные школы. С 1 сентября будет запущен модуль «ЭПОС СПО», где будут организованы данные колледжей и техникумов Пермского края. В дальнейшем мы планируем создать такую систему и для вузов. Первый этап работы с вузами — запуск пилотного модуля «ЭПОС — Целевое обучение», который дал возможность нашему министерству и вузам собрать и проанализировать запрос на целевое обучение по квотам приема на первый курс на обучение по основным образовательным программам от муниципалитетов Пермского края.Кроме того, действует модуль, посвященный ускоренной профессиональной переподготовке — «Центр опережающей профессиональной подготовки». Модуль «ЭПОС Пермский Сетевой ИТ-университет», дает возможность выбора и записи на программы повышения квалификации в области цифровых технологий. Пермский сетевой ИТ-университет — проект Министерства информационного развития и связи Пермского края. На обучающих программах, организованных с участием вузов, может бесплатно учиться любой житель Пермского края — под это выделена региональная субсидия. Вместе с тем, у нас нет такой системы, которая была бы посвящена профориентации абитуриентов и выбору места получения среднего и высшего образования в регионе. Кроме того, важным моментом является сохранение так называемого «цифрового следа» ребенка в части его достижений в области профессионального самоопределения. Сейчас этот след, по сути, обрывается — перенести всю информацию о себе в личный кабинет, например, федерального вуза — не представляется возможным.Но основная цель всей этой истории заключается в том, чтобы понимать, кого мы учим и где эти люди будут востребованы потом — то есть, кто на рынке труда будет заинтересован в этих специалистах. Условно говоря, не учим ли мы картографов, которые в будущем будут торговыми представителями. Плюс система поможет понять, насколько соответствует тот баланс контрольных цифр приема действительной необходимости и нуждам региона.— Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе самого модуля. Что получают абитуриенты, которые приходят туда?— Новый модуль будет называться «ЭПОС Абитуриент-Работодатель», он у нас в процессе разработки. Предполагается, что там будет личный кабинет и абитуриента, и студента, и работодателя. Абитуриент регистрируется на платформе ЭПОС и после этого может пользоваться любым разделом модуля — «Вузы», «Профориентация» и другое. На страничках вузов он может посмотреть, сколько есть мест на целевое обучение по разным направлениям подготовки. Абитуриент также может найти студентов, которые уже обучаются по этим специальностям, и пообщаться с ними через чат. Кроме того, на сайте будет предоставлена возможность разместить свое портфолио уже настоящим студентам для поиска места, где можно пройти практику.С другой стороны этого модуля есть личный кабинет работодателя. Он может организовать «профессиональные пробы» для будущих абитуриентов, чтобы потом, возможно, заключить с ними целевой договор или пригласить на практику уже обучающегося студента. Работодатель может поучаствовать и в работе государственной аттестационной комиссии или присутствовать на demo-экзамене, если мы говорим про среднее профессиональное образование. Получается такой «образовательный Uber», где абитуриенты, студенты и работодатели находят друг друга.— Получается, это будет специальная платформа со всей полезной информацией, чтобы абитуриент самостоятельно не собирал ее по крупицам?— Да, совершенно верно. Важный момент — это будет именно региональная платформа. На федеральном уровне таких модулей достаточно много, но они не отражают специфику региона. А так абитуриенты будут четко понимать, какие у них есть возможности, и что нужно сделать, чтобы попасть в ту или иную организацию.— А каким образом работодатели будут попадать в эту систему?— Регистрация работодателей будет проходить по желанию. Сейчас мы участвуем в рабочих группах на уровне наших профильных министерств — все это нужно, чтобы как можно больше рассказывать о нашем модуле и привлекать работодателей. Некоторым компаниям мы напрямую предлагаем принять участие в разработке модуля.— Смогут ли абитуриенты пройти какие-либо профориентационные тесты в рамках модуля «ЭПОС Абитуриент-Работодатель»?— Да, мы с коллегами планируем, что это будет как раз тест, с помощью которого мы, условно, отделим технарей от гуманитариев. И в зависимости от предрасположенности и желания, абитуриенты смогут посетить профориентационные площадки. Например, площадки промышленных предприятий. Если ребенку это интересно, он может в определенный день прийти на встречу в формате «день без турникетов» с сотрудниками предприятия. Им будут рассказывать о работе предприятия, о карьерном лифте, о необходимом образовании. После этого абитуриенты уже смогут уже осознанно подойти к выбору экзаменов на ЕГЭ и поступлению. Возможно, прямо на этой профориентационной площадке будет заключен целевой договор. И таких площадок будет много.— Когда будет запущен модуль?— В начале октября мы составим «дорожную карту», в которой распланируем все этапы работы. В 2022 году мы будем выходить на дополнительное финансирование, и ориентировочно к 2023 году запустим новый модуль.Подписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram, Facebook и Twitter.

«Образовательный Uber»: Как абитуриентам помогают определиться с профессией
© InScience