В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Туманные картины и футбол: куда звали москвичей афиши на рубеже веков

Дизайн и составление текстов для афиш спектаклей, концертов и цирковых представлений — настоящее искусство. Нужно, чтобы человек, проходящий или проезжающий мимо, увидел и понял их, а главное — заинтересовался. Сегодняшние афиши лаконичны и просты. Сложно представить, что 100 с небольшим лет назад на чтение уличной рекламы можно было потратить несколько минут. Организованные по совершенно другим принципам афиши неспешно рассказывали публике о том, что ее ждет.

Туманные картины и футбол: куда звали москвичей афиши на рубеже веков
Фото: Mos.ruMos.ru

Видео дня

Цирк братьев Никитиных: туманные картины и плавающие слоны

«На суше и на водеца — прекрасная Ривьера» — таким названием заманивал к себе знаменитый московский цирк братьев Никитиных. В каком году состоялась премьера, сказать сложно, но можно предположить, что эту рекламу москвичи читали между 1911 и 1917 годом: текст написан в соответствии с дореволюционными правилами орфографии, а в качестве адреса указан дом на углу Тверской и Садовой-Триумфальной (сейчас — Большой Садовой), где цирк располагался в 1911–1926 годах. Сегодня в этом здании — Театр Сатиры.

Братья Никитины — Дмитрий, Петр и Аким — открыли свой цирк в 1886 году. До этого они выступали в чужих цирках, а также балаганах и кукольных театрах: Дмитрий был атлетом, Петр — шпагоглотателем и гимнастом, а Аким жонглировал. Первое время цирк располагался на Цветном бульваре. В Главархиве хранится афиша цирка, относящаяся к этому периоду. Многословное объявление приглашает на «особо интересное представление в трех отделениях», в котором принимают участие восемь жеребцов, «медведь Миша Таптыгин, который будет стоя ездить на лошади», «малолетний Теодор» с гимнастическими упражнениями, а также физик К.О. Краузе с «туманными картинами с движениями и превращениями». Представление это состоялось 28 октября 1887 года.

Довольно быстро братья Никитины оставили позади другие цирки к досаде последних. Особенно их успеху не был рад Альберт Саламонский, чей цирк (к тому моменту очень популярный) находился по соседству. Решив избавиться от конкурентов, Саламонский выкупил здание, в котором находился цирк Никитиных, и взял со старшего брата Дмитрия подписку, обязывающую братьев покинскву. Братья уехали, но через год вернулись и возобновили работу цирка. Саламонский пытался с ними судиться, но проиграл.

В 1890-х годах пути братьев разошлись. Петр отошел от цирковой деятельности, Дмитрий открыл свой музей-паноптикум и зверинец, а единственным руководителем семейного цирка стал Аким. Он работал до самой смерти в 1917 году.

«В этой пантомиме масса участвующих, — сообщает рекламка представления «На суше и на воде. Ницца — прекрасная Ривьера», — артисты, большой балет купальщиц, плавающие лодки, а также плавающие слоны на большой глубине В России это все ново, все оригинально, веселый сюжет, беспрерывный смех для всех. Эта пантомима лично срежиссирована директором цирка А.А. Никитиным».

В 1919 году цирк Никитиных был национализирован и переименован во Второй московский государственный цирк.

Московский Художественный театр: «Дядя Ваня»

Эта скромная афиша приглашала москвичей на спектакль «Дядя Ваня» по одноименной Чехова. Она анонсирует 27-й по счету показ, состоявшийся в феврале 1900 года. Интересно, что человек, изображенный на афише, похож не на исполнителя главной роли, актера Александра Вишневского, а на самого драматурга. За ним рука художника изобразила деревенский дом — усадьбу, в которой разворачивается действие «Дяди Вани». В правом верхнем углу — что-то похожее на отрывок из бухгалтерской книги: угадываются слова «перенос», «сливочного», «сметаны 20 фунтов». Над бухгалтерскими книгами склоняют головы дядя Ваня и его несчастная племянница Соня из невеселой сцены в финале пьесы. Тогда же звучит известная фраза: «Мы отдохнем, дядя Ваня».

Драму об интеллигенте Иване Войницком, всю жизнь живущем в тени известного родственника, профессора Серебрякова, и влюбленном в его молодую жену, Чехов написал в 1889-м (окончательно пьеса была завершена в 1896-м). В течение 1890-х годов «Дядю Ваню» поставили в нескольких российских театрах. А в 1899 году свою версию представили на суд пунчеавский.

Премьера спектакля в Московском Художественном театре состоялась 26 октября. Спектакль, в котором были задействованы тогдашние звезды труниппер, Александр Вишневский, Василий Лужский, Мария Лилина, а также сам Станиславский в роли Астрова, был очень популярен. Он возобновлялся на сцене театра в 1911, 1918 и 1926 годах. Однако сначала создатели были уверены в его провале. Константин Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» (1924) вспоминал:

«Трудно теперь поверить, что после премьеры “Дяди Вани” мы собрались тесной компанией в ресторане и лили там слезы, так как спектакль, по мнению всех, провалился. Однако время сделало свое дело: спектакль был признан, продержался более двадцати лет в репертуаре и стал известен в России, Европе и Америке».

Глуховский стадион: закрытие футбольного сезона

За этой скромной афишей скрывается интересная история, связанная с появлением первых футбольных команд в подмосковном Глухове. В конце XIX века на Богородско-Глуховской мануфактуре работали специалисты из Англии, которые пытались популяризировать футбол. Молодежи игра нравилась, однако сначала заграничный спорт не приживался. Фа Морозов лично накладывал на занятие им запрет.

Однако все изменилось в 1910 году, когда на официальное создание глуховской футбольной команды дал разрешение московский генерал-губернатор. Дело было в том, что футболом увлекся сын Евгения Свешникова, управляющего фабриками мануфактуры. Футболистами стали работники фабрик. Постепенно матчи превратились в часть народных гуляний, а у спортсменов появилось постоянное место встреч — глуховский стадион. Афиша, сохранившаяся в Главархиве, приглашает на последнюю игру 1910 года всех желающих — вход на матчи был бесплатным.