Туманные картины и футбол: куда звали москвичей афиши на рубеже веков
Дизайн и составление текстов для афиш спектаклей, концертов и цирковых представлений — настоящее искусство. Нужно, чтобы человек, проходящий или проезжающий мимо, увидел и понял их, а главное — заинтересовался. Сегодняшние афиши лаконичны и просты. Сложно представить, что 100 с небольшим лет назад на чтение уличной рекламы можно было потратить несколько минут. Организованные по совершенно другим принципам афиши неспешно рассказывали публике о том, что ее ждет.
Цирк братьев Никитиных: туманные картины и плавающие слоны
«На суше и на воде. Ницца — прекрасная Ривьера» — таким названием заманивал к себе знаменитый московский цирк братьев Никитиных. В каком году состоялась премьера, сказать сложно, но можно предположить, что эту рекламу москвичи читали между 1911 и 1917 годом: текст написан в соответствии с дореволюционными правилами орфографии, а в качестве адреса указан дом на углу Тверской и Садовой-Триумфальной (сейчас — Большой Садовой), где цирк располагался в 1911–1926 годах. Сегодня в этом здании — Театр Сатиры.
Братья Никитины — Дмитрий, Петр и Аким — открыли свой цирк в 1886 году. До этого они выступали в чужих цирках, а также балаганах и кукольных театрах: Дмитрий был атлетом, Петр — шпагоглотателем и гимнастом, а Аким жонглировал. Первое время цирк располагался на Цветном бульваре. В Главархиве хранится афиша цирка, относящаяся к этому периоду. Многословное объявление приглашает на «особо интересное представление в трех отделениях», в котором принимают участие восемь жеребцов, «медведь Миша Таптыгин, который будет стоя ездить на лошади», «малолетний Теодор» с гимнастическими упражнениями, а также физик К.О. Краузе с «туманными картинами с движениями и превращениями». Представление это состоялось 28 октября 1887 года.
Довольно быстро братья Никитины оставили позади другие цирки к досаде последних. Особенно их успеху не был рад Альберт Саламонский, чей цирк (к тому моменту очень популярный) находился по соседству. Решив избавиться от конкурентов, Саламонский выкупил здание, в котором находился цирк Никитиных, и взял со старшего брата Дмитрия подписку, обязывающую братьев покинуть Москву. Братья уехали, но через год вернулись и возобновили работу цирка. Саламонский пытался с ними судиться, но проиграл.
В 1890-х годах пути братьев разошлись. Петр отошел от цирковой деятельности, Дмитрий открыл свой музей-паноптикум и зверинец, а единственным руководителем семейного цирка стал Аким. Он работал до самой смерти в 1917 году.
«В этой пантомиме масса участвующих, — сообщает рекламка представления «На суше и на воде. Ницца — прекрасная Ривьера», — артисты, большой балет купальщиц, плавающие лодки, а также плавающие слоны на большой глубине В России это все ново, все оригинально, веселый сюжет, беспрерывный смех для всех. Эта пантомима лично срежиссирована директором цирка А.А. Никитиным».
В 1919 году цирк Никитиных был национализирован и переименован во Второй московский государственный цирк.
Московский Художественный театр: «Дядя Ваня»
Эта скромная афиша приглашала москвичей на спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона Чехова. Она анонсирует 27-й по счету показ, состоявшийся в феврале 1900 года. Интересно, что человек, изображенный на афише, похож не на исполнителя главной роли, актера Александра Вишневского, а на самого драматурга. За ним рука художника изобразила деревенский дом — усадьбу, в которой разворачивается действие «Дяди Вани». В правом верхнем углу — что-то похожее на отрывок из бухгалтерской книги: угадываются слова «перенос», «сливочного», «сметаны 20 фунтов». Над бухгалтерскими книгами склоняют головы дядя Ваня и его несчастная племянница Соня из невеселой сцены в финале пьесы. Тогда же звучит известная фраза: «Мы отдохнем, дядя Ваня».
Драму об интеллигенте Иване Войницком, всю жизнь живущем в тени известного родственника, профессора Серебрякова, и влюбленном в его молодую жену, Чехов написал в 1889-м (окончательно пьеса была завершена в 1896-м). В течение 1890-х годов «Дядю Ваню» поставили в нескольких российских театрах. А в 1899 году свою версию представили на суд публики Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский.
Премьера спектакля в Московском Художественном театре состоялась 26 октября. Спектакль, в котором были задействованы тогдашние звезды труппы — Ольга Книппер, Александр Вишневский, Василий Лужский, Мария Лилина, а также сам Станиславский в роли Астрова, был очень популярен. Он возобновлялся на сцене театра в 1911, 1918 и 1926 годах. Однако сначала создатели были уверены в его провале. Константин Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» (1924) вспоминал:
«Трудно теперь поверить, что после премьеры “Дяди Вани” мы собрались тесной компанией в ресторане и лили там слезы, так как спектакль, по мнению всех, провалился. Однако время сделало свое дело: спектакль был признан, продержался более двадцати лет в репертуаре и стал известен в России, Европе и Америке».
Глуховский стадион: закрытие футбольного сезона
За этой скромной афишей скрывается интересная история, связанная с появлением первых футбольных команд в подмосковном Глухове. В конце XIX века на Богородско-Глуховской мануфактуре работали специалисты из Англии, которые пытались популяризировать футбол. Молодежи игра нравилась, однако сначала заграничный спорт не приживался. Фабрикант Арсений Морозов лично накладывал на занятие им запрет.
Однако все изменилось в 1910 году, когда на официальное создание глуховской футбольной команды дал разрешение московский генерал-губернатор. Дело было в том, что футболом увлекся сын Евгения Свешникова, управляющего фабриками мануфактуры. Футболистами стали работники фабрик. Постепенно матчи превратились в часть народных гуляний, а у спортсменов появилось постоянное место встреч — глуховский стадион. Афиша, сохранившаяся в Главархиве, приглашает на последнюю игру 1910 года всех желающих — вход на матчи был бесплатным.