Войти в почту

В Самаре проходит выставка к 110-летию со дня рождения художника Александра Васильева

Александр Павлович Васильев был многогранным мастером. Талантливым сценографом и необычным живописцем, создавшим свой собственный мир, в котором было место и поэзии, и сарказму, и иронии. - Театр оставил мне страсть к творчеству, к большой игре фантазии, – говорил художник. Это качество более всего заметно в гротесковых портретах, созданных Васильевым в семидесятые и восьмидесятые годы - таких, как "Художник" и "Антракт". Некоторые портреты – это целые истории, рассказанные в красках. Одну из них можно нафантазировать, вглядываясь в фигуру старого слепого скрипача на одном из полотен. Другую – рассматривая изображения поникшей женщины и окружающих ее вещей на картине "Горе". Все картины художника плотно насыщены деталями, и каждую из них хочется разглядывать отдельно. В этом отношении особенно показательна картина "На европейском курорте". Вазы, грибы, лопухи, букеты полевых цветов – все это на полотнах художника приобретает таинственный и многозначительный вид. - Я уверен, - как-то сказал Александр Васильев, - вещи одушевлены. Они будто бы знают, для чего они созданы, что-то чувствуют, за что-то благодарят. В натюрмортах художник выстраивает пространство, как постановщик спектакля – сценографию. Каждый герой (предмет) наделен своим характером. Цветок кротко склоняет голову. Кувшин горделиво красуется своими формами. Одежда на вешалке выглядит одиноко – словно человек, о котором все забыли. Выставка дополнена фотографиями, подлинными предметами, изображения которых можно видеть на картинах Васильева, вещами из мастерской художника. Среди них – созданные им куклы, изысканная посуда, разрисованные стулья. На сиденье одного из них – изображение аллеи в старинной усадьбе и дамы с зонтиком, идущей нам навстречу. Мастерская находилась на Фрунзенской набережной в Москве. В своих воспоминаниях художник написал: - Надо сказать, что жизнь моя резко изменилась еще в 1960 году, после получения мастерской. Хотя я продолжал работать в театре Моссовета и для других театров, у меня появилось место, где можно в одиночестве исследовать вопрос о своих творческих возможностях. Мне было только пятьдесят лет, недавно родился мой сын Саня, и я, полный сил и энергии, принялся за самого себя. В своей мастерской художник экспериментировал, осмысливал сделанное, думал о предстоящем. Над дверью этой творческой лаборатории было начертано – "КУКИРИСИ", придуманное Васильевым слово, означающее: "меняйся". Сын художника, Александр Васильев-младший, вспоминал: - Всякий раз, когда я приходил в папину мастерскую, меня охватывало чувство счастья. Дверь в мастерскую была очень тяжелая, открывалась со вздохом. В прихожей висело узбекское блюдо, стены были обшиты деревом. Здесь нашли приют папины многочисленные коллекции: старинные фотографии семьи, изразцы 17 века, разнокалиберные рога животных, которые он писал, книги. Получилось очень уютно. Папа писал сухими пигментами, какими в эпоху Ренессанса писал фрески. Пигменты эти разводились яичным желтком – отсюда и особый аромат темперы, который я вдыхал, еще только поднимаясь по лестнице… На выставке можно увидеть зарисовки Васильева к будущим произведениям, а также рисунки, созданные на лоскутках тканей. Рядом – технические советы, написанные на обрывках листов рукой мастера. Например, как лучше составить грунт. Особое место в экспозиции занимают придуманные художником "персонажи". Это ярко разукрашенные им "балбетки-толкушки", вариации на темы деревянных предметов старинной кухонной утвари. В самом названии вещиц художник объединил два понятия – "балбес" и "бабетка" (шляпка, модная в 1960-е годы). Эти предметы стали для Васильева воплощением собственного, придуманного им театра, где можно создавать замысловатые спектакли, проигрывать разные жизненные ситуации. Пара таких "балбеток" внушительных размеров встречает посетителей уже в фойе музея. Об одной из них сам художник сказал: - Такая толкушка напомнила мне фигурку женщины в широкой юбке до пят. Здесь же можно прочитать другие фразы Александра Васильева, характеризующие его творчество. Вот, например: - Какая же прелесть – поселиться в мире воображения. Так хорошо бродить по этому тихому миру образов вымышленных персонажей…

В Самаре проходит выставка к 110-летию со дня рождения художника Александра Васильева
© СОВА