Он памятник себе воздвиг. Защитник Саратова Сергей Курихин – против «большого террора»
Учрежденное Курихиным ИА «Взгляд-инфо» и примыкающие к агентству телеграм-каналы последовательно обвиняют прокуратуру области в зажиме свободы слова, покушении на предпринимательство, попытках устроить в Саратове «большой террор» по образцу 1937 года.
Сам же Сергей Курихин соответственно в этих многочисленных публикациях предстает как кристально честный бизнесмен, издатель, журналист (любимый жанр – заявление).
Отдельной строкой выделяются заслуги известного журналиста и строителя в украшении нашего города.
Компания «Сарград»известна в регионе по целому ряду значимых и запоминающихся архитектурных проектов: в частности,здание делового назначения на Чапаева(волжские мотивы на барельефах), «Каштан«, «Атлант» (на Вавилова),«Петровский» и дом клубного типа (на Лермонтова), дом спанно губернаторов (на Мичурина),здания на Волжской, 16,Октябрьской, 7, скульптурная композиция «Послевоенное детство«,памятники основателям Саратова – Федору Турову и Григорию Засекину, а такжегородовому Василию Гришину... В «Сарграде» уверены: такие капиталоемкие, энергозатратные и концептуальные инициативы лишь отчасти оправданы интересами инвесторов. Главное – не утилитарно-коммерческое назначение, а вклад компании в архитектурную и историческую среду Саратова. Этот просветительский кейс находит своих последовательных и искренних сторонников как среди простых горожан, так и со сторонымеждународного профессионального сообщества архитекторов и дизайнеров.
Понятно, что коллеги забыли упомянуть: здание на Волжской, 16 построено на месте сквера на углу Волжской и Комсомольской улиц, дом на Октябрьской, 7 – это как раз ресторан, возведенный на земле, отчужденной у музея Федина. Многие помнят скандальную историю прессинга музейных директоров – двое, отказывавшихся от передачи земли, были уволены, само здание анонсировалось как картинная галерея, но в итоге обратилось банальным рестораном. И, конечно же, не имеет «утилитарно-коммерческого назначения». Еще бы, ведь ресторан украшен барельефом самого Сергея Курихина в одеждах 19 века, какая уж тут коммерция. Только «вклад в историческую и культурную среду». А вообще архитектуру перечисленных зданий называют «курихинским ампиром». (КАРТИНКА Панно),
Несколько слов о памятниках. Две фигуры в тулупах у входа в здание на Лермонтова считать памятником основателям Саратова можно с большой натяжкой. И размерчик для памятника маловат – величия не хватает. Словно два швейцара стоят у дверей две фигуры в средневековых одеждах, с таким же успехом их можно считать памятником героям взятия Астрахани или усредненным скульптурным портером московских бояр. Вот в Самаре Засекину поставили памятник – так памятник – масштаб, размах, у князя Засекина и конь имеется, и хоругвь. У нас же если фигуры на Лермонтова можно считать памятником, то он, безусловно, мелковат.
И о странной фигуре на Набережной, которую «Взгляд-инфо» называет памятником «городовому Василию Гришину». Коллеги, в Саратове нет такого памятника. Есть статуя городового начала двадцатого века. А Василий Гришин был частным приставом первой половины девятнадцатого века. Единственное, что есть общего – оба охраняли правопорядок. Как нам представляется, эту статую Сергей Курихин установил в качестве некоего подарка тогдашнему начальнику ГУВД генералу Сергею Аренину, ведь их связывали тесные отношения, что не было секретом в городе. Недаром генерал почтил своим присутствием открытие. И не только он.
Признать фигуру на Набережной памятником Василию Гришину мешает целый ряд деталей. Кобура – уж очень она маленькая для первой половины XIX века, тогда пистолеты были намного больше. Кобура больше подходит по размерам для нагана или Смит-Вессона. Короткий поиск в сети приводит к открытке начала двадцатого века. Видимо, именно она стала источником вдохновения для скульптора. Изображенный на открытке полицейский чин как две капли воды похож на нашего персонажа. Та же форма, те же две медали, так же перекрещены портупея и аксельбант, такие же короткие сапоги и на боку такая же сабля – «селедка» в просторечии того времени. Одна беда: на открытке значится «Околоточный надзиратель. Начало 1900 годов». При чем же тогда частный пристав Василий Гришин, которому якобы памятник? Получается, что не при делах Василий Васильевич.
Моя версия такова: сначала хотели поставить просто памятник городовому, потом догадались, что это как-то чересчур. И потому скульптуру залегендировали. Обычному городовому приписали благие дела частного пристава, жившего за полвека до того. Получается, что министр Шинчук, выступавший на открытии, говорил совсем о другом человеке. С другой стороны, министр не обязан знать, как выглядела форма полицейских чинов времен империи. Министр вообще может ничего не знать, его дело руководить да речи толкать. Хотя вполне может быть, что Шинчук, ныне низведенный до директора музея на Соколовой горе, сейчас со страхом вспоминает свое тогдашнее красноречие, ведь Курихин в опале. Вдруг как спросят с Шинчука, на чьей он стороне?
У людей разные вкусы, это еще не запрещено. Кому-то представляется, что городовой украсил Саратов, кому-то – что испортил. Кому-то нравятся околоточные надзиратели, кому-то ученые, кому-то брандмейстеры, кому-то поэты. В Воронеже, например, есть памятники Александру Пушкину и Владимиру Высоцкому, Ивану Никитину и Алексею Кольцову, Осипу Мандельштаму и Сергею Есенину (это все поэты, если кто не знает), Андрею Платонову, Ивану Бунину (это прозаики). В Воронеже даже есть памятник псу Биму – герою повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо».
Надо отметить, что некоторые вложения Сергея Курихина в украшательство нашего города как-то остались без внимания. Хотя бы история с ангелочками. В конце прошлого десятилетия пять старинных зданий города были украшены фигурами то ли Амуров, то ли Купидонов. Создатели считали, что это ангелочки. Четыре висят до сих пор, пятый, укрепленный на стене мэрии, был разрушен, и это символично, упавшей с крыши снежной глыбой. Тогда сторонники этой ангелиады считали, что фигурки, во-первых, украшают город, во-вторых, несут некий духовный заряд. Противники утверждали, что портить памятники архитектуры странным новоделом нельзя и вообще сомневались в эстетической ценности ангелочков.
На мой личный взгляд, фигурки, подобные курихинским ангелочкам, можно встретить на придорожных базарах вдоль дачных трасс. Там непритязательные дачники могут выбрать для украшения клумб хоть гномика, хоть медвежонка, хоть ангелочка. Как ни странно, среди сторонников оказался Владимир Мухин – начальник управления по охране объектов культурного наследия правительстваСаратовскойобласти. Хотя чего тут странного, были времена, когда чиновникам нравились все начинания Сергея Курихина. Особенно много таких чиновников было в строительной и архитектурной сфере. Часть из них уже под следствием.
Апофеозом любви Сергея Курихина и областных властей стала безвозмездная передача городу стадиона «Спартак», до того находившегося в собственности Курихина. Это случилось в августе 2012 года. Можно предположить, что практически разрушенный стадион был бы застроен жилыми домами. Но случилось иначе – «Спартак» был передан городу. Вся областная верхушка – губернатор Валерий Радаев, тогдашний глава города Олег Грищенко, депутат ГД Николай Панков бродили по руинам стадиона и восторгались. Хвалебным речам не было конца. «Он (Курихин – ред.) социально ответственно подошел к этому вопросу и бесплатно передал стадион городу. У нас же есть бизнесмены, которые говорят: «Дайте нам70 миллионов или 100 и тогда мы вам отдадим», а есть бизнесмены, которые отдают безвозмездно в собственность городу, детям» – говорил Олег Грищенко.
Уже тогда возникли предположения, что это был не щедрый подарок, а осуществление некоего договора мены. Тебе, любимый город, разрушенный полностью стадион, который до сих пор не могут привести в порядок, щедрому дарителю без афиширования – лакомые участки земли. Тогда это были только предположения, возможно, в ходе следствия появятся и документально подтвержденные факты.