Войти в почту

Маргарита Пушкина: Cosmoscow состоится при любой погоде

9-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, призванная объединить как российских, так и международных коллекционеров, галеристов и художников, пройдет 18-20 сентября в Центральном Манеже в Москве. В ней примут участие 77 галерей, в том числе 13 ― из-за рубежа. О том, как удалось не только собрать такое рекордное количество галерей в период пандемии коронавирусной инфекции, но и в кратчайшие сроки "пересобрать" ярмарку на новой площадке ― в Центральном Манеже, а также про то, какие известные художники будут представлены, кто покупает произведения искусства и на какую сумму они были проданы в прошлом году, ТАСС беседует с коллекционером и меценатом, основателем и директором ярмарки Cosmoscow Маргаритой Пушкиной.

Маргарита Пушкина: Cosmoscow состоится при любой погоде
© ТАСС

― 2 сентября стало известно, что Cosmoscow, которая готовилась почти год, переносится. Как вам удалось так оперативно отреагировать и перенести ярмарку?

― Опыт прошлого ковидного года научил нас всех учитывать, что все может меняться в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. И мы безмерно благодарны за понимание и поддержку, которые мы получили от наших участников и партнеров. Крайне важно иметь возможность выстраивать конструктивный диалог, чтобы совместными усилиями оперативно перенести столь масштабное мероприятие на новые дату и площадку.

После получения официального документа, в котором было сказано, что проведение ярмарки невозможно в запланированные ранее даты из-за продления работы одного из крупнейших в России центров вакцинации, расположенного в Гостином дворе, мы собрали экстренный звонок с нашими галереями-участницами. Многие российские галеристы высказали солидарность и заявили, например, что готовы принять на хранение работы международных участников и галерей из других городов.

Застройка должна была начаться 4 сентября. К этому моменту была проделана колоссальная работа по разработке и согласованию всех планов, начиная с общего архитектурного плана и декоративных решений, заканчивая электричеством и освещением. Была выстроена логистика с 80 галереями (к сожалению, несколько из них не смогли стать участниками Cosmoscow в новые даты) и партнерами ― с привозом искусства, организацией приезда галеристов и оформлением виз.

― Как в непростое пандемийное время удалось собрать столько галерей-участниц?

― 9-й выпуск ярмарки Cosmoscow мы готовили, опираясь на суперуспешный опыт прошлого года и всех предыдущих выпусков. В этом году, с февраля по конец мая, когда шел прием заявок от галерей, мы ощутили повышенный интерес как постоянных, так и новых участников: желание участвовать в ярмарке изъявило более 150 галерей! Для сравнения, в прошлом году заявок было около 100.

― Сколько составила выручка в прошлом году?

― Знаменательно, что даже в 2020 году мы смогли провести ярмарку в офлайн-формате (естественно, с учетом всех требований по безопасности). На ярмарке царила очень хорошая атмосфера. Публика пришла и поддержала галереи и художников покупками. Продажи составили более €2,4 млн (2018 год ― €1,3 млн, 2019 год ― €1,7 млн). Здесь важно оговориться, что все сделки на ярмарке происходят напрямую между галереями и покупателями, мы лишь собираем статистку постфактум, основываясь на информации от наших участников. Кроме того, следуя в ногу со временем, мы впервые представили и онлайн-версию Cosmoscow, которая тоже показала хорошие продажи. Таким образом, можно заключить, что арт-рынок продолжил развиваться, несмотря на пандемию.

― Какие известные художники будут представлены в этом году?

― В этом году у нас очень сильный состав участников. Стоит отметить, что впервые в своей истории мы достигли отметки в 77 галерей ― и это абсолютный рекорд для нас! Кроме того, 13 галерей из этого числа ― международные участники. И география у нас потрясающая: от Аргентины до Гонконга, от Грузии до Швейцарии.

Уже ставшая культовой гонконгская галерея Pearl Lam Galleries, которая играет важную роль в выстраивании диалога между Востоком и Западом, впервые примет участие в Cosmoscow и привезет такие громкие имена, как Чжан Хуань, Сэм Кокс (прославившийся как Mr Doodle), Занеле Мухоли и Энтони Микаллеф. Эстонская галерея Temnikova & Kasela покажет работы Томми Кэша ― известного эстонского рэп-исполнителя, а одним из художников на стенде берлинской Peres Projects станет Адриана Минолити ― участница основного проекта 58-й Венецианской биеннале.

Российские галереи тоже планируют удивить нашу аудиторию. Artwin Gallery готовит экспозицию Евгения Антуфьева и Любови Налогиной. Также моностенд представит LH Art Consultancy ― с новыми работами Евгения Гранильщикова. Обязательно загляните на стенды XL Gallery, Marina Gisich Gallery, JART, "Х.Л.А.М.", где будут представлены такие топовые российские имена, как Ирина Корина (к слову, "Художник года" Cosmoscow 2021), Александр Повзнер, Игорь Макаревич и Елена Елагина, МишМаш, Павел Отдельнов, Павел Пепперштейн, Виталий Пушницкий, Иван Горшков. На ярмарке можно будет даже встретить фотографии Александра Родченко, которого покажет галерея "Глаз", а также других художников, работающих с фотографией как медиумом: российских авторов Александра Гронского, Петра Антонова, Анастасию Цайдер (на стенде PENNLAB) и иностранных Роба Вудкокса, Пола Брунса и Лорана Шеера (Галерея Люмьер).

В этом году во второй раз пройдет Cosmoscow Online, и теперь мы представим онлайн-версию ярмарки на нашей платформе ТЕО. И здесь одни плюсы для тех, кто не хочет долго искать ту самую работу себе в коллекцию: на платформе можно узнать цены, отфильтровать, воспользоваться поиском.

― А кто основные покупатели ― россияне или зарубежные гости? Как совершают сделки покупатели из-за рубежа, приезжают ли в Москву или покупают онлайн? Обсуждаются ли вопросы приезда галерей или гостей ярмарки с МИД?

― Мы создавали Cosmoscow, основываясь на стойком убеждении, что в России есть большой потенциал у покупателей. И мы делаем все возможное, чтобы круг любителей и ценителей актуального искусства из года в год только увеличивался. Поэтому наши основные клиенты ― это российская публика. Но, безусловно, мы работаем над тем, чтобы знакомить зарубежных коллекционеров с российским искусством. И на нашу ярмарку, которая уже давно закрепила за собой место в международном календаре, приезжают группы коллекционеров из разных стран. И, как мы видим, международных галерей-участниц становится все больше.

Чтобы осуществить приезд наших гостей в Россию в новых реалиях, когда многие границы оказались закрыты, мы, конечно же, сотрудничаем с теми организациями, которые ответственны за выдачу разрешений.

― Будет ли представлено в каком-то виде "цифровое" искусство, NFT? Будут ли продаваться работы художника именно в виде NFT?

― В этом году совместно с ярмаркой цифрового искусства CADAF мы представим новую курированную секцию "Меж двух миров: Цифровое Искусство и NFT". К участию мы пригласили digital-художников, готовых преобразовать свои работы в NFT-арт-объекты. Кураторами проекта выступят Елена Завелев, основатель и генеральный директор CADAF, и Джесс Конатсер, главный куратор CADAF & Digital Art Month и основатель Studio As We Are.

― Включает ли ярмарка в этом году образовательную программу?

― Как и в прошлые годы мы подготовили для наших гостей очень интересную образовательную программу. Традиционно она состоит из двух частей. В рамках Cosmoscow Talks мы соберем несколько профессиональных дискуссий совместно с нашим партнером Ассоциацией галерей ("АГА"), приглашая к участию галеристов и профессиональное сообщество. С ними мы обсудим стратегии выхода на международный рынок, ценообразование и закупки в музейные коллекции. С другим нашим партнером ― арт-резиденцией "Выкса", которую в этом году мы назвали "Институцией года" ― пройдет серия "токов" под общей темой "Искусство и практики гостеприимства". В них примут участие директора крупнейших музеев, представители различных арт-резиденций, а также художники, являющиеся их частыми гостями и практикующие номадический способ существования. Также состоятся дискуссии про NFT, коллекционирование, жизнь архива и искусство в городском пространстве.

Вторая составная часть называется Медиафорум, который мы делаем, привлекая редакторов и арт-критиков, представителей знаковых изданий, а также лидеров мнений, актеров, блогеров, телеведущих, чтобы рассказать о современном искусстве доступным языком. Приглашаем посетителей ярмарки присоединиться и послушать про то, как становятся звездами в мире искусства, про успешные коллаборации художников с крупнейшими бренда, и что такое устойчивое развитие в наши дни.

― Будет ли что-то твориться, создаваться непосредственно в ходе мероприятия?

― Ярмарка ― это не только экспозиционная часть и дискуссии. В публичные дни на площадке будет проходить много всего интересного! Ирина Корина, наш "Художник года", будет делать рисунки посетителей прямо в Гостином дворе. И каждый день можно будет посмотреть перформансы таких художников, как Евгений Гранильщиков, Данини, Анна Андржиевская, Семен Мотолянец и Группа "Север-7". Большая часть из них будет представлена на стенде Музея современного искусства "Гараж", посвященном истории и современным практикам петербургского перформанса.

― Это уже девятая ярмарка, что изменилось за эти годы?

― Каждый год на ярмарке появляется что-то новое, каждый год ретроспективно связывается с определенными достижениями и шагами вперед. Помню, как во время третьего выпуска Cosmoscow одна из арт-менеджеров мне сказала: "Знаете, что в этом году произошло? Вас признало профессиональное сообщество!" Мы действительно можем без ложной скромности сказать, что за годы существования ярмарка существенно повлияла на развитие арт-рынка в нашей стране. Наш Экспертный совет и приглашенные эксперты (наши коллеги из музеев и различных художественных институций), которые сотрудничали с нами в рамках программ Фонда Cosmoscow, все эти годы вносили cвой вклад в развитие инфраструктуры российской арт-сцены. С 2010 года нам удалось наладить крепкие отношения со многими международными галереями, кураторами, коллекционерами и арт-критиками.

Если говорить об изменениях, которые я почувствовала на ярмарке, то для меня очень показательно, что на стендах галерей появляется все больше произведений, которые можно отнести к концептуальному, экспериментальному искусству; также пользуются спросом видео-арт и инсталляции. И крайне важно, что появляются новые покупатели и коллекционеры, а с другой стороны ― постоянно возникают новые игроки на рынке, молодые галереи, обогащающие наш арт-рынок.

Кроме того, за прошедшие годы в нашей экосистеме, помимо ярмарки Cosmoscow, появился некоммерческий Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow, Клуб коллекционеров Cosmoscow; в 2020 году с партнерами мы организовали онлайн-платформу для продажи и продвижения современного искусства ТЕО, а также ярмарку-сателлит blazar, специализирующуюся на молодом искусстве.

― Какие меры принимаются для безопасности в пандемию? Создает ли ситуация трудности в организации? Есть ли ограничение посещаемости?

― Принимая во внимание нестабильную эпидемиологическую обстановку, Cosmoscow 2021 пройдет в формате COVID FREE. Вход на ярмарку будет осуществляться при предъявлении QR-кода. То есть посетить ярмарку смогут те, кто прошел вакцинацию, переболел или имеет свежий отрицательный результат ПЦР-теста. На этот шаг мы пошли, чтобы знакомство с искусством было максимально комфортным и безопасным для всех участников и гостей ярмарки.

При этом, работая по отработанной схеме прошлого года, мы оставили только электронные билеты, разбив время работы ярмарки на слоты. На входе мы будем выдавать маски, а также обеспечим напольную разметку для удобства наших гостей в соблюдении дистанции в 1,5 м.

― На чем сейчас фокусирует свою работу Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow?

― Помимо ярмарки как таковой со стендами наших прекрасных галерей-участниц, у нас насыщенная некоммерческая программа, которая появилась с начала основания Cosmoscow, а в 2017 году, вместе с созданием Фонда Cosmoscow, это стало отдельным серьезным направлением. Для нас важно осуществлять системную поддержку современного искусства в России. У нашего Фонда три направления деятельности. Мы помогаем художникам в реализации их новых проектов, организуем образовательные программы, а также делаем закупки в музейные коллекции.

1 сентября в рамках Параллельной программы ярмарки открылся проект победителей нашего второго ежегодного конкурса Audi Born-Digital Award. Первый конкурс мы с компанией Audi провели в 2020 году с целью развития цифрового искусства в стране. В этом году победителем стала молодая арт-группа "Ворожея". Их новый проект "Safari Verucca” ― это VR-инсталляция, приглашающая отправиться в путешествие по дикой планете с роскошными перламутровыми пейзажами. Выставка будет открыта до конца работы нашей ярмарки. Очень советую!

Беседовала Оксана Арефьева