От сюрреализма до поп-арта: как понять, что за направление в искусстве перед тобой

От сюрреализма до поп-арта: как понять, что за направление в искусстве перед тобой

От сюрреализма до поп-арта: как понять, что за направление в искусстве перед тобой
© Peopletalk

Если ты из тех, для кого слова «абстракционизм», «импрессионизм» и «экспрессионизм» звучат как древние проклятья или название редких душевных болезней, то этот материал точно для тебя!

Как не запутаться в десятке искусствоведческих «измов» и научиться отличать Писсарро от Пикассо, а потом с высокоинтеллектуальным видом водить друзей по выставкам? Вот тут-то тебе и пригодится наша подсказка! Собрали основные направления в изобразительном искусстве и расписали их отличительные черты, чтобы ты сходу мог определить, что за жанр перед тобой.

Абстракционизм

Как отличить: если ты видишь что-то максимально похожее на детский рисунок, то, скорее всего, это именно абстракционизм. Реальных предметов в этом жанре нет, а вот геометрических фигур и ярких цветов предостаточно.

Василий Кандинский, Черные мазки 1 (1913)Казимир Малевич «Утро после грозы» (1913)

А еще в работах абстракционистов просто сумасшедшее сочетание четких линий. Не пытайся понять, в чем смысл картины, лучше просто с умным видом скажи: «Какая концепция!» (В этом жанре она решает.)

Представители: Василий Кандинский, Пабло Пикассо, Казимир Малевич, Александр Родченко

Импрессионизм

Валентин Серов «Открытое окно. Сирень» (1886)Клод Моне «Поле маков у Аржантёя» (1873)

Как отличить: запомни, что импрессионизм переводится как «впечатление» и все, что хотел сделать художник, – это запечатлеть атмосферу момента. Это сейчас мы можем просто сфотографировать красивый закат, а тогда приходилось рисовать. Очень часто на картинах изображены вода (реки, моря), цветущие сады, а главная фигура всегда как будто сдвинута от центра. А еще никогда нет детальной прорисовки, то есть если подойди близко к работе, то в глазах зарябит от мазков.

Представители: Пьер Ренуар, Эдгар Дега, Клод Моне, Берта Моризо, Мэри Кассат, Валентин Серов

Сюрреализм

Рене Магритт «Империя света» (1954)Пабло Пикассо «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната» (1944)

Как отличить: в этом жанре самое главное – парадокс, эпатаж и фантастика. Если ты видишь магическое существо, которое как будто рисовал, возможно, не совсем психологически стабильный человек, то, скорее всего, это именно сюрреализм. От картин этого жанра может просто сломаться логика нормального зрителя: то слоны на огромных ногах, то ясное небо глубокой ночью. Просто запомни, сюрреализм – это то, чего никогда не увидишь в реальной жизни (а вот во сне вполне возможно).

Представители: Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Джорджо де Кирико, Макс Эрнст

Поп-арт

Рой Лиштенштейн «Поцелуй» (1962)Энди Уорхол «Мэрилин» (1964)

Как отличить: если видишь что-то очень похожее на рекламу, афишу или комикс, то это поп-арт. В этом жанре чаще всего берутся за основу знаковые предметы массовой культуры – от изображений знаменитостей до популярных брендов. Их тиражируют, раскрашивают в яркие локальные цвета и выдают за произведение искусства. А еще иногда тут встречаются комиксы и забавные надписи.

Представители: Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг, Кит Харинг

Ню

Тициан «Венера Урбинская» (1565)

Как отличить: здесь все очень просто! Если ты видишь на картине обнаженного человека, то это точно ню.

Представители: Тициан, Питер Рубенс, Франсуа Буше

Кубизм

Пабло Пикассо «Арлекин с скрипкой» (1918)Жорж Брак, «Дома в Эстаке», 1908 год

Как отличить: главные особенности – отказ от объемного изображения, грубые линии и острые углы. Если ты видишь на картине банан в виде прямоугольника или девушку с треугольной грудью, то можешь с уверенным видом говорить окружающим, что это кубизм.

Представители: Поль Сезанн, Пабло Пикассо, Жорж Брак

Постимпрессионизм

Поль Гоген «Сиеста» (1984)Винсент Ван Гог «Звездная ночь» (1989)

Как отличить: художники-постимпрессионисты решили, что больше не хотят изображать окружающую действительность, и начали транслировать свои личные переживания в работах. Главное правило: «я художник – я так вижу». Здесь не так важна реальность, как цвет и форма.

Представители: Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн

Экспрессионизм

Эгон Шиле «Левитация» (1915)Эдвард Мунк «Крик» (1893)

Как отличить: с французского переводится как «выразительность». Многие представители этого жанра так же, как художники-постимпрессионисты, изображают не столько реальность, сколько свое видение мира. Однако это направление депрессивнее и мрачнее («Крик» Мунка вряд ли вызовет у тебя радостные эмоции). Очень распространены мотивы боли и крика (еще раз привет, Эдвард Мунк).

Представители: Эдвард Мунк, Эгон Шиле, Марк Шагал, Пауль Клее

Пуантилизм

Поль Синьяк «Гавань в Марселе» (1906)

Как отличить: если с предыдущими направлениями могут возникнуть проблемы, то тут все максимально просто. Запомни: если видишь на картине мазки в виде точек, то это, без сомнений, пуантилизм. С французского это слово переводится как «точечность».

Представители: Жорж Сера, Поль Синьяк, Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро